Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
От рождения до года [6]
О формировании некоторых навыков [15]
Развитие творческих способностей [22]
Рисование, лепка, аппликация
Общие вопросы [14]
Рассуждения о воспитании, планировании, методиках
Ознакомление с окружающим [3]
Поиск
Форма входа
Участие в конкурсе
Мир равных возможностей. Фестиваль социальных интернет - ресурсов
Cтатистика
Главная » Статьи » Каталог статей » Развитие творческих способностей

Изобразительная деятельность (часть 2)

От двух до трех




Главная задача ребенка от 2 до 3 лет не сюжетные рисунки, а освоение пространства листа. Это как раз каляки-маляки в разных направлениях и в разных техниках. Открытием и откровением для ребенка становится понимание того, что он может что-то изобразить. Однако для этого нужна кое-какая сноровка, умения кое-какие нужны.Вот о них и пойдет речь.



Из техник советую к этому возрасту забросить пальчиковые краски и фломастеры. Акварель тоже ни к чему. Нужна гуашь, карандаши и восковые мелки. Еще можно пастель, но это по желанию. Кроме того мы с Варей постоянно создаем работы в комбинированной технике, где живопись переплетается с аппликацией различными материалами.


Гуашь
При работе с гуашью даем по одному цвету. Если хочется разнообразия, то меняем баночку с краской, объясняя как помыть кисточку и зачем, перед работой с другим цветом. Краски разводим водой,  требовалось только макнуть кисть и рисовать. Нужно учить правильно обращаться с кистью. Рисуем волосиками, железную часть кисточки стараемся не испачкать. И в руку вкладываем правильно, чтобы привыкал ребенок сразу. И, чтобы сохранить в порядке нервную систему (свою и ребенка) я мирюсь с тем, что Варя нарисует что-нибудь на себе, на столе и обязательно испачкается. Завела специальную одежду для рисования, гуашь не отстирывается. А еще все время себе напоминаю, что в этом возрасте процесс важнее результата.


Крокодил солнце проглотил

На самом деле было солнышко, была заленая травка и были ягодки в ней. Но вдруг заленая краска взбунтовалась, и на солнышко кинулась. Я спросила Варю: "У тебя что, крокодил солнце в небе проглотил?" Ей настолько понравилась эта идея, что она всем потом, показывая картинку очень эмоционально объясняла: "С... Ам!"  Дети  часто находят образы в своих творениях уже потом, и даже если их взрослый подскажет, это правильно, так и должно быть.


Карандаши

Я с ними намучилась. Варя не могла нажимать на карандаш, линии получались бледные, или их совсем не было видно, и в результате карандаш просто отбрасывается. Сейчас это прошло. Что я сделала:


  1. Спрятала фломастеры.

  2. Купила трехгранные карандаши и трехгранные восковые мелки.

  3. Карандаши давала, когда рисовали со мной, а мелки высыпала в коробочку и поставила Варе под носом, рядом всегда лежало 4 - 10 листочков чистой бумаги.

  4. Как только ребенок брал карандаши в руки, я вкладывала карандаш правильно и просила рисовать. Сначала сверху на мелок слегка надавливала выше Вариной кисти, чтобы след все-таки оставался. Потом оставляла ее наедине, но каждой видной линии радовалась, как будто это прекрасная картина.

  5. Постепенно линии стали видны, появился нажим.


Чтобы начать рисовать нужно, чтобы ребенок к 3 годам научился:

  1. Проводить прямую горизонтальную линию. Рисовать, так же как и писать, нужно слева направо.

  2. Проводить прямую вертикальную линию. Нужно научиться проводить линии сверху вниз.

  3. Делать «примакивание» кисточкой. Взять краску на кисть и прикладывать ее всем ворсом к бумаге.

  4. Рисование круга. Для того чтобы ребенок научился рисовать круг, покажите ему нужное движение, обхватив его руку своей.

  5. Рисовать штрихи карандашом. Научиться рисовать штрихи - задача более сложная. Малыш должен освоить отрывистую линию, которая требует координации движений. Нарисуйте тучку. Покажите, как из тучки капают капли. Кап (штрих), кап (штрих), кап (штрих).

Содержание рисунков

В течение всего года каждый раз берется новый сюжет, а движение все то же отрабатывается.

Мама приклеивает на листочек Колобок. Просит нарисовать ему дорожку. Машинку приклеить, а ребенок к ней веревочку (или дорогу). Картинку, где кто-то на коньках. Нарисуй, как покатится. Это горизонтальные линии.


Потом начинаешь работать над вертикальными. Рисуешь цветок, а ребенок стебелек, рисуешь шарики, а малыш веревочки. И так далее, насколько хватит фантазии.






Берешь желтый лист, макаешь кисточку в коричневую краску и пусть ребенок ляпает как получится - медвежонок ходил. Можно медвежонка приклеить. Другое упражнение для примакивания - насыпать зернышки цыплятам. Ягодки в траве растут. Тучка и дождик. Листики на дереве. Огоньки на елке. Можно предложить украсить платье кукле, или рукавички.

 

Когда начинаешь учить рисовать круг, можно использовать каляки - нитки на клубок намотаем. Дым из трубы идет. Движение круговое то, что нужно. Теперь хорошо бы показать ребенку, как круг замкнуть. Как только получится замкнуть круг (а это не просто и не сразу, круг и замкнутые формы обычный ребенок начинает рисовать к трем годам ), тогда малышу по силам будет и солнышко, и рожица, и многое другое. Поэтому не стоит торопить, только показывать, поощрять, готовить почву к новому этапу. 


Лепка

Лепка обычно дается детям легче, чем рисование, а для детей с синдромом Дауна она особенно необходима. В связи с низким тонусом, слабыми пальчиками катание колбасок и отрывание кусочков для ребенка огромный труд. Зато и отличная тренировка мелкой моторики. А еще знакомство с формой, цветом, развитие мышления и воображения!

С двух до трех нужно научиться:

  1. Разминать пластилин руками.

  2. Отщипывать кусочек от пластилина и прищипывать его обратно.

  3. Катать из пластилина шарики и колбаски.

  4. Делать из шариков маленькие лепешки.

  5. Резать колбаски.

  6. Размазывать пластилин на листе бумаги.

Опять же придумываешь множество способов обыгрывания.  Отщипывать пластилин можно и для того, чтобы цветочки на лугу посадить, и собачку покормить, и божьей коровке или мухомору точки прилепить. Шарики могут стать и ягодками, и колобками, и яблочками. А если в него натыкать вермешелек, то он уже и за ёжика сойдет. Колбаска тоже может быть не только колбасой, а еще и гусеницей, и червячком, и в калачик превратиться или в улиточку. Лепешки мы с Варей в основном катаем валиком для формочек и штампов, которыми потом разные фигурки вырезаем. Резать пластилин или массу для лепки по-моему упрашивать не надо. А вот размазывать пластилин по листу бумаги нужно, конечно, поучить, обычная наша проблема с нажимом и с тонусом. Чтобы получилось нужно маме обязательно в руках хорошо размять пластилин и давать маленькими мягкими кусочками. Показывать куда этот кусочек приложить, и как пальчиком его придавить - размазать. Сначала своей рукой нажимать на пальчик ребенка, чтобы он почувствовал необходимое усилие.

Аппликация

Приготовьтесь, что основную работу пока придется выполнять маме. Вырезать фигурки из бумаги, помогать их смазывать клеем, прикладывать на лист. Но если заниматься этим часто, то сначала ребенок отберет у вас клеящий карандаш, потом научится прикладывать, пусть и не очень ровно, картинку на бумагу.

Можно очень просто приготовить самодельный клейстер, заварив густой кисель из половины стакана воды и столовой ложки муки. Остудите смесь - и замечательный, безвредный клей для бумаги готов. Его можно наносить кисточкой, а еще лучше — пальцем. Еще мы пользуемся с Варей клеем ПВА, а для приклеивания блесток, пуговиц, ниток, чаинок, крупы я использую более мощный клей - «Титан» или «Мастер», правда, наношу его всегда сама, и контролирую, чтобы ребенок его не попробовал съесть.


Аппликации делаются не только из бумаги. Используйте побольше разных материалов: кусочки меха, кожи, нитки, тряпочки, конфетные фантики, вырезанные картинки, макаронины разных форм, крупы, пуговицы, блестки, вату. А как удобно сочетать бумагу и пластилин вы сами увидите в Вариных работах. Нарисовать глазки ей сложно, а вот скатать шарик из пластилина и приклеить в нужное место она может.

Мишка

Я вырезала из картона контур медведя.
Настригла мелко старые нитки, насыпала в баночку. Сначала медведю Варя приклеила глаза (пуговицы, но можно пластилин), потом скатала из пластилина шарик и прицепила сверху блестки (нос-рот), а потом я намазала медведя щедро клеем и Варя засыпала всего мехом и пришлепала ладошками. Лишнее стряхнули - и готово! Ну согласитесь, что мишка - чудо!



Наше творчество

За полгода накопилась целая папка моих с Варей работ. Я стараюсь каждый день какое-то занятие по изобразительной деятельности провести. Исключения составляют выходные. То есть в неделю у нас обязательно пять новых работ. Не все они достойны показа, многие - просто каляки и отработка отдельных навыков. Некоторые "шедевры" делаются не за один раз, а в несколько приемов.

Это мои неудачные попытки уговорить рисовать карандашами. В результате взяла ее руку в свою, Варя сама никак не нажимала на карандаш. Очень слабо. В итоге, чтобы занятие не пропало (а то только мама порисовала) перешли к пластилину. Накатали колбасок, и вот колобок покатился по дорожке, солнышко светит, гриб растет. С пластилином у Вари лучше получается, чем с карандашами.

Когда ребенок катает шарики можно читать стишок:

Колобок катается,

Варе улыбается.

Катается - катается,

В глазик превращается! (или в носик, ротик по обстоятельствам).





Еще одна картинка, придуманная на ходу. Опять же с карандашей начали, Варя их сложила назад в коробочку. Я предложила аппликацию - вырезаю круги, Варя гусеницу клеит. Мажет клеящим карандашом и прикрепляет практически без моей помощи. Только могу подсказать куда. Иногда помогаю от пальцев отцепить. Потом цветы и солнышко. Я решила, что гусеница невыразительная, достала пластилин, Варя обрадовалась. Приклеили глаза и рот, предложила ей еще муху-цокотуху сделать. Крылышки из кальки, усики из скрепки.







А это мы учили "под и над". Собственно, я не пыталась что-то художественное создать. Обычная аппликация. Но Варя носила всем с гордостью показывала, потом потребовала на стену повесить.

Высоко на небе - облака.
А внизу, под облаком - река.
Высоко на дереве - листочки.
А внизу под деревом цветочки.

И обязательные камешки из пластилина на речке. Это летние воспоминания, как она их в воду бросала.






Еще один пейзаж - воспоминание о лете. Какие горы высокие, какая речка красивая, и камней много-много на берегу.





Лиса в зимнем лесу


Здесь основным героем был снег. Он такой пушистый на улице выпал, мы в нем валялись, смотрели как он падает. А дома сделали зимний лес. Лису я вырезала белую, а Варя раскрашивала оранжевой краской. Пока сохла - делали лес из пластилиновых колбасок и снег из ваты приклеивали. Лист просто намазали клеящим карандашом, а Варя отщипывала от большого куска "снежинки" и на лист пристраивала. Потом приклеили лису. Глаз и нос из пластилина.




Конь

Перед занятием мы подробно рассмотрели разные картинки с лошадями. Где грива, где хвост, глаза, уши, обратила внимание, что у лошади есть копыта. На картинках показала Варе седло, объяснила, для чего оно нужно. Контур коня я вырезала из цветной бумаги. Варя намазала клеящим карандашом и приклеила. Грива и хвост - лохматые нитки, остальное пластилин и блестки.

Обратите внимание на травку. Вырезывать ножницами дети начинают с трех лет, но в нескольких местах читала норматив, что ребенок к 3 годам должен делать прямой взмах ножницами. То есть даете узкую (сантиметр-полтора) полоску бумаги в левую руку, ножницы в правую, и он должен раскрывая и закрывая ножницы нарезать эту полоску на квадратики. У нас пока не выходит раскрыть пальцами ножницы, но мы учимся, вот эта нарезка на травке как раз опыт по закрыванию-открыванию ножниц.



 


На лугу пасутся ко...

Мы в тот день играли в коров. Рассмотрели быка, корову, их малыша - теленка. Обратили внимание на рога, хвост и копыта. Почитали стихи, рассмотрели картинку, где доят корову, обсудили, что она молоко дает. Из зеленой бумаги рвали травку и кормили ей игрушечных коров. Эту травку мы потом приклеили на свою поделку. Корова вырезана из картона. Раскрашивала Варя. Коричневым пятна, черным - копыта и рога. Пока сохла - сделали полянку, а на ней подставку из пластилина. Потом слепили из пластилина глаза, нос, язык. Не забыли и про вымя. Вставили копыта в подставку и готово! 



Свинья в луже

 

Мы просто рисовали гуашью. Я просила нарисовать Варю солнышко, травку, речку. Потом забрала у нее картинку и дала другой листок. А на следующий день, когда я убирала рисунки, у меня вдруг возникла мысль, что в этой луже чего-то не хватает.

Как раз накануне мы рассматривали двух свинок. Одна грязная, а другая чистая. Тут и песенка "Я хрю-хрюшка" кстати вспомнилась. Варя с удовольствием испачкала чистую розовую свинку в грязи. Могла бы больше, но мама гуашь вовремя спрятала. А потом мы ее в лужу приклеили и не забыли про хвост крючком, нос пятачком.



Тигр в джунглях



Фоном послужила Варина живопись на свободную тему. Я увидела в этой мазне джунгли. Сообщила об этом Варе и предложила поселить в джунглях тигра. Как всегда ее вклад состоял в намазывании тигра клеящим карандашом и пришлепывании к листу бумаги. Глаза из пластилина. На полоски девочка долго катала колбаски, потом ей надоело, поэтому на ногах уже не усердствовали. Для усов я вырезала щетинку из щетки, а Варя прямо пучком воткнула ее в пластилин.




Кит

 


Учились гуашью рисовать волны. Темой было море. А раз море, то само собой в нем плавает кит. Варя любит разглядывать как к Айболиту выплывает кит и потом везет его в Африку. Как обычно. Контур вырезала мама из бумаги, а Варя приклеила и пластилином доработала мелкие детали. 




Новогодние сюжеты


Куриное семейство



Эти аппликации появились после изучения иерархии куриной семьи. Плюс к этому я рассказывала и показывала где находятся гребешок, бородушка, крылышки. Еще и перышки настоящие петушиные нам папа подарил. Мы их тоже рассмотрели, поиграли с ними, а потом оформили петуху крылья и хвост. Курица с цыплятами клюют манку. 




Немного живописи. Слева свободное творчество, а справа под мамину диктовку, что нарисовать.

 

Поезд


Еще одна аппликация, где работа ребенка заключается только в наклеивании готовых деталей из бумаги. Можно предложить только колеса приклеивать.





Ананас



Аппликация из пластилина. Контур ананаса и черточки, где будет зелень я нарисовала карандашом. Мы отрывали кусочки пластилина по очереди, я показывала пальцем куда, а Варя примазывала. Этот пластилин очень мягкий, его разминать не нужно и липнет к картону хорошо. для веточек колбаски сначала раскатали.


Категория: Развитие творческих способностей | Добавил: turist (24.02.2011) E
Просмотров: 5374 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 6
0  
6 Маиса   (21.09.2011 23:25) [Материал]
Работы-ШЕДЕВРЫ!!!!

0  
4 САШОК   (21.08.2011 14:30) [Материал]
Варя молодечка... Санька старше почти на год, но у нас мало усидчивости, но будем учиться...

0  
5 turist   (21.08.2011 22:13) [Материал]
Света, стоит начать, всё получится!

0  
3 Маиса   (05.04.2011 22:15) [Материал]
Фантазия ваша, Марина, безгранична. respect :

0  
2 лисичка   (02.03.2011 14:58) [Материал]
Марина спасибо вам огромное читать как вы пишете одно удовольствие а рисунки,апликации ,подделки супер как вы все успеваете Варюшке с мамой повезло biggrin умницы!

0  
1 света   (02.03.2011 12:08) [Материал]
Марина, Вы с Варенькой большие умнички!!!
Спасибо огромное за такую замечательную статью!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]