Рисуем, лепим, клеим
От года до двух
Обычно в этом возрасте ребенок просто интересуется материалом. Ему нравится, как шуршит и рвется бумага, он пробует на вкус фломастеры, краски и ест пластелин. Но его внимание привлечет и яркий след, который остается на бумаге. В этот момент можно, конечно, отложить изобразительную деятельность до более разумного возраста, но уже не раз говорилось, что для формирования любого навыка нужны предпосылки, и они все-таки создаются в этот период.
Что нужно сделать, чтобы после двух лет рисование пошло?
Нужно дать возможность исследовать все свойства бумаги. Пусть ребенок ее рвет, мнёт, пробует на вкус. Так он знакомится с окружающим.
Обязательно показать, что на бумаге можно оставлять следы. Так как ребенок все равно будет пробовать, то краски должны быть съедобными. Это или пальчиковые краски, которыми, конечно, кормить ребенка нельзя, но если чуть-чуть попробует - не страшно. Но сразу же объяснять, что это не едят, что краски нужны для других целей. Или можно рисовать, допустим, свеклой. Вырезал кусочек и рисуй. Еще можно дать толстый фломастер. А можно насыпать на поднос манки и рисовать пальчиком по ней. После встряхивания - снова готово чистое полотно. Или пальчиком по запотевшему стеклу.
Для лепки лучше всего использовать тесто. Можно завести соленое тесто, но проще всего, когда стряпаешь на кухне, дать малышу кусочек теста, пусть мнет, катает, и даже если попробует - не опасно. Правда, я всегда доказывала своим детям, что тесто не едят, что нужно лепить, а потом мы будем варить и есть. Однако без проб, конечно, не обходилось.
До полутора лет дальше исследования материала обычно дело не идет. На бумаге ребенок оставляет резкие штрихи. Справа Варин "рисунок", который она нарисовала в год и четыре месяца. А сверху на фотографии Алиса демонстрирует свой шедевр. Сколько восторга и новых ощущений приносит мазня пальчиками, включая роспись собственного тела, выданной для этого бумаги и всего окружающего пространства.
После полутора лет ребенок начинает рисовать каракули, начинает осваивать пространство листа, появляются разные линии. В этих линиях мама может увидеть дорожку, удивиться, даже предложить поводить по этой дорожке игрушку. Ребенок и сам удивится, он ведь никакой дорожки не рисовал, но обыгрывание рисунка вызывает заинтересованность, развивает воображение - а это уже основа будущего творчества. Итак, мама сама должна показать ребенку, что в его штрихах и каракулях могут скрываться какие-то образы.
Очень важно в период освоения материала, чтобы ребенок видел как взрослые пользуются этим материалом. Он должен видеть как мама или папа рисуют для него, лепят и т.д. Еще лучше совместные работы. Пусть даже малыш совсем крохотное участие примет, но результат такого творчества обычно его восхищает. Это все теория. А теперь немного практики. Что же мы с Варей делали?
Конечно, штриховок и мазни из периода до полутора лет не сохранилось. Но к новому году, отрабатывая переживания праздника, елки, подарков, мы вместе клеили первую аппликацию. Варя подержала в руках клеящий карандаш, потрогала какой он липкий, и такими же липкими становятся кружочки, приготовленные мамой. Варя шарик намазанный
к елке приложит, ладошкой по нему
пошлепает, а потом пытается его снова
взять. И как ритуал - клей открыть,
помазать, клей закрыть.
Я приклеивала, конечно сама, ее руками, но она в полной мере ощутила процесс творчества. И приводила гостей, показать картинку, которую мы повесили на стене.Первые наши работы были немудреные. Губку макали в желтую краску, на трафарете был вырезан банан. Мы по трафарету губкой помазали, сняли картонку - вот чудо-то! На белом листочке самый настоящий банан получился. Или на принтере распечатала корзинку, и опять же губкой, привязанной к карандашу потыкали. Сначала зеленой краской, а потом красной. Красота, да и только! Цыпленок тоже распечатан на принтере. Дальше ребенок пшеном учится делать движение "посолить". К клею часть пшена прилипла - вот и шедевр готов. Песочек внизу можно посыпать настоящим песком, или опилками. Конечно, картинку, где зайка с морковкой, я помогала Варе раскрашивать. И салфетки зеленую и розовую мы вместе рвали, мяли и приклеивали. Про лепку
Мы периодически пробовали с Варей лепить из теста. Получалась
сплошная война, так как ребенок не
останавливаясь поедал тесто, а все мои
предложения покатать, потыкать пальчиком
использовались ребенком как отвлекающий
маневр, чтобы снова в рот запихнуть и
откусить побольше. Варе было где-то около полутора лет. Вдруг у меня созрела
идея научить отрывать от теста маленькие
кусочки и складывать в тарелочку, чтобы
потом цыпленка покормить. Задумала
такое дело, а тесто приготовить забыла.
Вспомнила, что нам подарили массу для лепки. Оторвала кусочек
и дала. У нас получилось! И отрывала, и
цыпленка кормила, короче, все замечательно
вышло.
Через день показывает
на полку и что-то просит. Я снова достала
этот набор. Оторвала массы уже побольше
и двух цветов. Варя и в руках катала
шарик (конечно, я помогала), и колбаску
на дощечке руками раскатала, мы ее потом
на кусочки нарезали и того же цыпленка
накормили. Особенно понравился валик.
Шарики им раскатывали. Играли
почти каждый день, снова, и снова, я показала как из шарика, если по нему ладошкой пошлепать, получается лепешка. А колбаску можно нарезать, если воспользоваться прилагающимся к набору ножом. Периодически пластилин пыталась
съесть, но уже больше увлекала именно
лепка. А уж когда мама или кто из родственников какую-нибудь
зверюгу вылепят - это
вообще фантастика. Столько удивления
и радости.
Но не нужно думать, что лепка пошла так сразу, были до этого упражнения без пластилина: 1. Катали в руках шарик (резиновый), поэтому, когда я дала Варе кусочек массы и сказала "Катай шарик!", она сразу же начала делать правильные движения. 2. Мы, делая пальчиковую гимнастику, часто катали тряпичную колбаску, набитую разными крупами. Еще катали цилиндрики и трубочки в ладонях и по полу. То есть это движение тоже умела делать.
Мы очень часто рисовали
на манке под такую песенку:
(на подносе тонким слоем насыпана
манка, после каждого куплета поднос
встряхивается, и снова чистое полотно) Мы черту
нарисовали. Наши пальчики устали. Мы
руками потрясем, Рисовать начнем.Упорядочить
Точку мы нарисовали. Наши пальчики
устали. Мы руками потрясем, Рисовать
начнем.
Мы кружок нарисовали, Наши пальчики
устали. Мы руками потрясем, Рисовать
начнем. Мы волну нарисовали,
Наши пальчики
устали. Мы руками потрясем, Рисовать
начнем.
Мы зигзаг нарисовали Наши пальчики
устали. Мы руками потрясем, Рисовать
начнем.
Мы эту песенку и просто так на полу
"рисовали". Моему ребенку нравилось,
а рука движения запомнила.
После таких упражнений Варя перенесла эти
приемы на кисточку. По просьбе стала
рисовать черту (палочку), круг, волну.
Когда рисует дождик - ставит точки и
говорит при этом "кап-кап".
Ближе к двум годам у нас пошли более серьезные работы. Дождь
Я фломастером голубым
сверху нарисовала облако. Варя при
помощи пластилина превратила его в
тучу. Техника такая: я отрываю маленькие
кусочки пластилина, разминаю в руках,
даю Варе. Она прикрепляет к бумаге в
нужном месте и пальчиком размазывает. В данной работе у Вари уже получается, когда начинали,
я помогала и на место приложить, и
пальчики направляла в какую сторону
размазывать. После этого взяли синюю
краску (у нас пальчиковые, можно гуашь) и, макая в нее
кисточку, делали кап-кап. Тыкала кисточкой
куда и как попадет со звуковым
сопровождением. В заключение внизу
намазали клеем (я мазала сама) и Варя
приклеивала блестки (пайетки синие). Я
ей насыпала в игрушечную тарелочку, она
их оттуда брала, тыча пальчиком, и прикрепляла. Получилась
замечательная лужа.
Яблоня Ее мы "создавали"
два дня. В первый день я фломастерами
(зеленым и коричневым) нарисовала контур
ствола и кроны, а Варина задача была
закрасить зеленой краской листву. Краски
опять пальчиковые. Можно гуашь, потому
что работали кистью. Если быть точным,
то правая рука работала кистью, а левая
пальчиками (такая смешанная техника). Ну и я все время вмешивалась в творчество,
потому что у художницы душа широкая,
удержать ее в кроне дерева было сложно.
На следующий день
сначала коричневым пластилином замазали
ствол (как тучу в предыдущей картинке),
причем на веточки Варя сама катала
колбаски. А потом я разминала маленькие
кусочки пластилина, Варя катала в руке
шарики, что получилась придавливала
пальчиком к яблоне.
Птичий дворМы
изучали с Варей иерархию куриной семьи.
Кто как кричит, кто кому мама и папа, чем
питаются. Где у петуха клюв, гребешок,
бородушка. К вечеру сделали эту
картинку. Опять же травку мы
нарисовали на день раньше. Там я Варе
так и сказала, что будем рисовать травку
и цветочки. Перед этим на улице
рассматривали как уже выросла трава,
какая она зеленая. Туловище петуха и
курицы я сформировала сама, а приклеивала
Варя. На гребешок, бородушку, клюв, глаза
подавала маленькие кусочки пластилина.
Подсказывала, куда нужно приклеить,
если она не туда их начинала пристраивать.
Потом Варя скатала колбаски на ножки,
петуху я помогла приклеить, а курочке
Варя сама приклеила. Цыплят делали как
яблочки в предыдущей работе. Только
Варя им еще глазки прицепляла. Опять же
я ей крохотные кусочки черного пластилина
сама готовила. Последним этапом
кур кормили. Я в двух местах смазала
клеем, а Варя сыпала пшено из чашечки
щедрой рукой. Делала движение щепотью
как солить. Естественно, приклеилось
там, где я клеем намазала.
|