Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
От рождения до года [6]
О формировании некоторых навыков [15]
Развитие творческих способностей [22]
Рисование, лепка, аппликация
Общие вопросы [14]
Рассуждения о воспитании, планировании, методиках
Ознакомление с окружающим [3]
Поиск
Форма входа
Участие в конкурсе
Мир равных возможностей. Фестиваль социальных интернет - ресурсов
Cтатистика
Главная » Статьи » Каталог статей » От рождения до года

Скоро годик



Последние месяцы перед годиком все силы малыша обычно направлены на исследование окружающего пространства. Он с жадностью ощупывает и осматривает всевозможные предметы, не просто пробует на зуб, а пытается разобраться, что с этими вещами можно сделать. Обычным малышам уже доступно любое место в квартире, ведь они умеют ползать, передвигаться вдоль опоры, а некоторые даже начинают ходить.  Они приобретают богатый жизненный опыт взаимодействия с вещами. Если же малыш еще не может сам добыть себе всего этого разнообразия, ему можно и нужно помочь. Самый большой враг малыша - манеж или кроватка. Я усаживала Варю на кухне перед шкафом с кастрюлями, или перед выдвижными ящиками, из которых убрала опасные предметы, но зато там была металлическая давилка для чеснока, всевозможные ситечки, деревянная кухонная утварь, всевозможные крышечки, баночки и мешочки. Здесь важно разнообразие. Ведь игрушки-то зачастую пластмассовые, ребенок их уже исследовал, мозгу нужны новые впечатления. 


Действия с предметами: анализ и синтез



Наш папа весело смеялся, когда я ему сказала, что теперь мы с ребенком займемся анализом и синтезом. На самом деле все просто. Анализ - это когда нужно все раскидать, а синтез - собрать обратно. Если анализ обычно дается легко, то над синтезом приходится немало потрудиться. 


Первое упражнение - собрать обратно. Неважно, что и куда. Шарики в ведерко, кубики в тележку или коробку, тарелочки в стопочку. И уже пытаемся надеть колечки на пирамидку, восстановить матрешку. Пока не получается, но желание всё вставить где росло тоже важно, ребенок уже понимает, что это часть целого, пытается восстановить игрушку.




Катаем шарики


Для шариков нужен какой-нибудь скат. Я протирала пыль с короба с проводами под компьютерным столом и сняла крышку. Оказалась просто изумительная вещь. Один конец кладем на полочку, на высоте Вариной груди, когда она сидит и начинаем катать шарики. Шарики я собирала по всему дому. Два шарика "Здоровье", железных и звенящих,  из фен-шуйского магазинчика, всевозможные пластмассовые из старых погремушек, теннисный, деревянный и несколько резиновых. Каждый скатывается со своим звуком и скоростью.

 Сначала Варя просто наблюдала, потом начала скатывать сама. И, конечно, терпеливо учила собирать их назад в ведерко. Если не получается - делаем рука в руке, или слегка поправляем руку или ведро, важно, чтобы у малыша получалось, а мама громко радовалась каждой небольшой победе!

Это упражнение мы проделывали несколько месяцев, оно не надоедало, просто  меняли иногда шарики на кубики, удивляясь вместе с Варей: "Ну надо же, не катятся!" Или маленькую машинку скатим... А еще посадишь её напротив ската, ноги раздвинешь, она пытается шарики ловить, а они разбегаются. Весело!



Коробочки

Коробочки и шкатулочки тоже нужны разные, с разными крышечками, по-разному открывающиеся. Не туго, не закручивающиеся, а съемные, откидные и выдвижные. Желательно из разных материалов. Дерево, металл, картон, пластмасса. Я всегда старалась что-то спрятать, попросить открыть и вместе с Варей удивиться находке. Можно положить в коробочку колокольчик, и пусть ленточка торчит. Или спрятать погремушку и потрясти, удивиться, что же там такое? Забавная игра получается, если прятать предмет в емкость, как ослик Иа-иа из мультика про Винни-пуха. "И входит, и выходит". Варя к 10 месяцам понимала слова "открой", "закрой", "спрячь", и выполняла по моей просьбе все эти действия. 


Колечки и пирамидки

Продолжаем учить снимать и нанизывать всякие - разные колечки на всякие - разные штырёчки. Я покупала сушки, держала карандаш и вертикально, и горизонтально, просила Варю надеть сушки на карандаш. Тренировались и с пирамидкой, и с другими подобными игрушками. Причем, кольца рассматривали со всех сторон, заглядывали в дырочку, толкали туда пальчик, бросали и смотрели, как катится. 


Кубики

Рушим башню, которую строит мама. Берем по кубику в каждую руку и стучим ими по команде "тук-тук". Ставим кубик на кубик. Грузим кубики в грузовичок и тянем за веревочку. 


Сюжетные действия

Начинаем учиться играть в куклы. Все, что происходит с Варей, отрабатываем на кукле. Накорми, причеши, обними, поцелуй. Получается. Главное, чтобы по свежим следам. Сначала мама Варю причесала, а теперь Варя куклу причешет. 

 


На прогулке

Мы птичек то рассматриваем, то гоняем. Собаку или кошку увидим - тоже обращаю внимание. Деревья трогаем. Одуванчик сразу в рот идет, но всё равно показываю. Листики трогаем. Учу цветы нюхать. После дождя бросали камни в лужу. На других детей обращаем внимание. Если знакомые - здороваемся за ручку, машем пока. Обожаем качели во дворе и горку. На горку сажу, куда руками дотянусь и отпускаю, внизу ловлю. 


Развитие движений

Ходим вдоль опоры


Варя начала вставать у опоры и ползать до 9 месяцев. А вот продвижение вдоль опоры шло нелегко. Пришлось приложить немало усилий, чтобы уговорить её двигаться вдоль дивана. Всё делала по книжке П. Уиндерс. Положить игрушку, пульт от телевизора или другую заманчивую вещь в двух шагах от ребенка и подманивать. Другого выхода нет. Когда начинает вдоль опоры передвигаться, придумываешь. как организовать пространство, чтобы от опоры к опоре ребенок мог просто перехватиться. От дивана к журнальному столику, например. Параллельно водили за ручки. Не рекомендуют специалисты, говорят, что это оттягивает у наших собственно ходьбу. Но мы водили, правда, я старалась держать руки на уровне её пояса, пониже. И сразу приучала за одну руку, не за две. Ходить здорово начала в походе. Камни, земля неровная, вокруг столько интересного! Навык быстро совершенствовался. В этот момент я пропустила упражнение, которое у Уиндерс называется "Шаг - бросок вперед". Это когда ребенок как бы шагает и падает от одной опоры к другой. Потом не могла понять, ну почему ребенок давно стоит, и никак не насмелится шагнуть. Только когда отработали это движение, Варя сделала свои первые шаги.



Учимся лазать

Вначале моя Варя освоила выход на балкон. СперваВначале  порог казался ей непреодолимым препятствием (он у нас высокий). Ставила на порог руки и на балкон только выглядывала, но  стоило один раз свалиться туда лицом вниз, как она поняла, что все не так страшно, стала переползать и наводить порядки на лоджии. 

Я снимала одну подушку с дивана, чтобы Варе было легко на него залезть. Как по ступенькам: сначала на подушку заползет, потом на диван, где подушки нет, потом на диван с подушкой. Когда начинает садится на самый край, я предупреждаю: 
- Бух, упадешь!
Она тогда попой начинает нащупывать точку посадки, чуть-чуть разворачиваясь.  

И вниз с дивана: стоит на четвереньках перед самым краем, смотрит на пол, но ползти страшно, потому что все пугают: бух. Учу разворачиваться и ногами вперед. Уже поняла, что нужно повернуться, но я еще страхую, потому что как только одна нога свесится с дивана, считает, что уже пора вниз. Моим старшим на этот навык хватило одного показа.
С Варей действовала так. Садишься в метре от дивана. Зовешь иди ко мне, или игрушкой завлекаешь. Она направляется вниз головой, ты говоришь "бух! поворачивайся и слазь!" . И поворачивала её сначала сама, а потом только чуть поправляла, чтобы она ногами вниз спускалась. Несколько дней тренировок, а то и быстрее и никаких проблем! 


Стоим-стоим-стоим!



Вначале я учила стоять спиной к опоре. Ставишь к стене и развлекаешь, фонарики крутишь и поёшь: "Стоим-стоим-стоим!"  Обратила внимание, что она может так стоять и периодически отрываться от опоры. Стала пробовать, когда ведешь за одну руку, отпустить (вернее, оторвать), и чем-то занять, чтобы не обратила внимание, что уже не держится. Однажды, Варе тогда было 11 месяцев, мы кормили голубей. Она так увлеклась, что стояла минут пять без опоры, увлеченная птичками. Поняв, что она вполне держит равновесие, и останавливает её только страх, я стала присаживаться перед ней и крутить фонарики, петь песенки, развлекать, чтобы она поняла, что стоять может без меня, что это не страшно. Однако первый шаг до года сделать у нас так и не получилось. Первые шаги Варя сделала в год и месяц.




Из дневничка


19.05.09
Выползла в коридор, села возле коляски, колесо катает, на меня оглядывается и заманивает гулять: "бррру".


20.05.09
Мы сегодня совершили своё первое самостоятельное путешествие на кухню к маме. Расстояние около 10 метров проползла сама, никто не звал и игрушек не раскладывал. Даже преодолела порог перед кухней. Теперь вся квартира в её распоряжении.

24.05.09
У нас появился четкий указательный жест пальчиком. Картинки в книге, глазки, нос - всё показывает. Еще начала показывать сороку-сороку и жестом просить "дай-дай". Начинает крутить фонарики, чтобы ей пели. А наоборот (по нашей просьбе), крутит фонарики не всегда. По настроению. Еще стала куклу укачивать: "а-а-а", одной рукой её держит, а другой шлепает. 
У нас период повышенной активности. Заниматься трудно - летит куда-то. Игрушку схватит, бросит, за следующей. А еще лучше по шкафам вещи вышвыривать. Ящики выдвигает сама. 
Наконец- то начали работать пальчики. Неполный пинцетный захват, можно сказать освоили.



08.06.09
Варя начала довольно уверенно шагать вдоль опоры. Встает по третьей позиции и приставным шагом шпарит. У нас длинный диван, рядом журнальный столик. Проходит вдоль всего дивана, с разворотом к журнальному столику. Вокруг столика тоже ходит. Столик неудобный, бьется лбом о стекло, но все равно встает, так как там обязательно что-нибудь интересное лежит. Сообразила, что нужно голову назад отклонять, чтобы о стекло не стукаться каждый раз. И рукой сначала берется за поручень, а потом обеими за край стекла. 


07.07.09
 
Едем в машине, я развлекая Варю делаю ей "козу", основательно сократив стишок. Старшая дочь начинает возмущаться, что я выкинула основную часть:

-Кто кашу не ест, молоко не пьет... 



Это говорится между нами, но Варя решает вмешаться и заявляет:

- Ам, ам! 

Она не голодная, но стишок про еду...


Экстремальные ситуации заставляют искать средства коммуникации. На обратной дороге спит долго, просыпается. Я тоже дремала. Дочка говорит брату: - смотри, у неё слюни тягучие, белые, наверное, пить хочет. Варя, услышав сестру, протягивает руку вперед, раскрытой ладонью вверх и показывает жестом "дай-дай". До этого показывала только по моей просьбе, без применения к конкретной ситуации. 



27.07.09
Варя начала демонстрировать "ладушки" не просто хлопаньем в ладоши (хлопает по-прежнему нечетко попадая ладонь в ладонь), а сопровождать жестами весь стишок, то есть "попили-поели" - пальцы в рот, "полетели-полетели" - крыльями машет, "на головку сели" - хватает себя за голову. 
Сороку тоже показывает жестами всю, но вперед текста норовит забежать. То есть, потыкала пальчиком в ладошку, и давай их считать, не дожидаясь "этому дала". Причем, как я начинаю перечислять кому дала - жестом "дай-дай" сопровождает, хотя этого в песне нет и никто не учил. На "не дала" машет рукой, как бы строжится. Это место веселое, всегда смеётся. 
 


10.08.09
Научили на вопрос: "Сколько тебе годиков?" - один пальчик показывать. 
И уже недели две на вопрос: "Где у нас Варя?" - тычет пальчиком себе в район ребер или живота.


11.08.09 Варе годик. Что умеем

У Вари нет пока ни одного зуба. Мы пока не сделали первых шагов. Стоит сама без поддержки, если отвлечешь игрушками, долго, но как увидит, что без опоры - скорее хватается за что-нибудь. Когда зовешь её идти - не делает шагов, а тянется к цели руками, короче, валится в руки того, кто зовет. И я пока не придумала как это победить. За одну руку ходит уверенно, причем идет туда, куда надо ей, а не родителям. Последнее время обожает преодолевать бордюры. Поднимется на ступеньку - резкий разворот на 180 градусов - спустится. Снова разворот - нужно подняться. И так пока не увидит перед собой другую цель. Во время движения постоянно наклоняется, чтобы урвать что-нибудь с земли. Листочек. травинку, мусор какой-нибудь привлекательный для неё. Наклоняется держась за мой большой палец и встаёт уверенно, я иногда даже могу не заметить когда она в рот что-то запихнула. Так же наклоняется за игрушкой, стоя у опоры, едва придерживаясь за опору пальчиками. Ползает на странных четвереньках (одна нога на ступне) очень быстро. Начала за несколько дней до 9 месяцев. Легко преодолевает пороги, выдвигает все ящики, до которых дотягивается стоя. Встает тоже у любой опоры давно и ходит от опоры к опоре. На диван может забраться, когда я положу на пол диванную подушку. Так высоковато (мы 72 см и 8 500). С дивана слезает самостоятельно. Иногда всё еще пробует слезть головой вперед, но услышав наше громкое "бух" тут же начинает разворот попы. Садится или через бок, или через четвереньки, или, если придержишь ступни, из положения лёжа на спине на прессе. (Сели мы самостоятельно первый раз в 7 месяцев и 10 дней через четвереньки). В положение по-медвежьи встает с четверенек иногда. Когда начинала ползать, вставала постоянно, сейчас редко. Видимо, не видит нужды в этой позе. Она же для ходьбы важна. Ждем первых шагов. Сейчас после отпуска перечитываю литературу по ходьбе. Будем стараться. 

В игрушки может подолгу играть одна, при этом что-то объясняя куклам на своем тарабарском. Кукол по просьбе и без обнимает, целует, кормит, причесывает, укачивает ("а-а-а" и прихлопывает рукой). Показывает нос, рот, глаза, уши, хвост, волосы, усы, руки и ноги. Из одежды знает шапку, туфли и бантик. Показывает на себе и на куклах. На себе показывает пуп, руки, ноги (что видит). 

Пирамидку разбирает сама, а собирает только по просьбе. Колечки одевает без учета величины. Показывает где дырочка, просовывает в неё пальчик, потом надевает. Дырочки показывает везде, где увидит, как и колечки. Не только на пирамидке. Собирает вкладыши, но по размеру сортирую я (подаю в нужном порядке). Башню из них не строит. Кладет кубик на кубик. Стучит кубик о кубик по просьбе "тук-тук". Шарики катает по желобу и по полу, бросает, складывает в ведерко, высыпает из него, опускает в круглое отверстие простого сортера. Понимает команды "открой", "закрой", дай. Тянет за веревочку машинки и пр. Заводит мышку, потянув за колечко большим и указательным пальчиком. 
Ест ложкой сама, под моим жестким контролем, т.к. то начнет ложкой с едой размахивать, то в тарелку свободной рукой залезет и кашу размазывает. Пьет сама, но я придерживаю кружку, может уронить или когда ставит на стол опрокинуть. Кусочничает сама, тут ничья помощь не требуется. 
Очень любит книжки, знакомые картинки показывает. Куклу, пирамидку, мяч и ещё кое-что узнает в любой книжке и в любом виде.

На картинках показывает где девочка спит, где ест, где качается. Знает названия своих игрушек. Знает некоторых домашних животных. На карточках и наяву (кошка, собака, корова, курочка, свинка и др.) Указательный жест отличный. Понимает, когда просят "покажи пальчиком". Родню идентефицирует. Пользуется указательным жестом, когда хочет спросить: "Что это?", когда нужно, чтобы что-то дали (ткнет пальцем, а потом кистью показывает дай-дай). Из жестов еще пока-пока, нету(разводит руки ладонями вверх) и ругательный (строжится, но не пальчиком, а всей кистью). На вопрос "Где Варя" тычет пальчиком себе в грудь или под рёбра. 
Еще один интересный жест- тычет пальчиком в себя, а потом в то место, куда ей надо. Причем, если очень надо, то двумя указательными пальчиками показывает куда. 
Потешки показываем сороку, ладушки, улитку. Стенка-стенка потолок начала так четко на мне показывать, а сейчас не хочет. Еще козу рогатую делает, но не двумя пальчиками, а четырьмя. К году говорим точно: мама, папа, ам, бу (бух), а-а-а (спать), мау, бруу (машина и гулять). 
Четко слышала от неё как мычит корова "му", дай-дай, авя(Варя). Но это разовые случаи, эффект нестабильный.


Про памперсы уже не раз писала, что мы без них. Проколы бывают, но если не забывать предлагать - будет только в горшок ходить.






Категория: От рождения до года | Добавил: turist (03.02.2011)
Просмотров: 3854 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
0  
1 ViSa   (08.10.2013 00:59) [Материал]
Доброго времени суток!

 Сначала хотела сказать Вам огромное спасибо за Ваш неоценимый труд!! Вы очень помогаете другим мамам солнечных деток. Именно то, что нужно. Когда не знаешь за что хвататься, с чего начать, боишься что-то упустить. А у Вас все по полочкам разложено. Огромное человеческое спасибо!

 Хотела спросить вот что - нам исполнился год, но практически все, что связано с руками, проблема(( Все хватаем, размахиваем, стучим - это да. А вот, например, ложку в рот тянуть - проблема. Кружку держать или ко рту тянуть - тоже. Пирамидка, кубики, да практически все. Печенье, сушки, яблоко - ничего в рот не тянет, поразмахивает ими немного и выбрасывает. Когда пытаюсь делать это его рукой, то это почти всегда вызывает недовольство, крики возмущения, а то и слезы. Уже и не знаю, как над этим работать. Может, Вы что-то подскажете?

0  
2 turist   (09.10.2013 21:52) [Материал]
Я перетащила сайт на другой ресурс oursun.su Хотела ответить Вам по почте, но адрес скрыт. Напишите мне через форму для обратной связи. Марина.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]