Взялась за такую сложную тему только в ответ на ваши просьбы. Да, у меня обычно есть план работы, но не факт, что он подойдет всем. И потом, я знаю, как планы пишутся в педагогике, я такими себя не утруждаю, то есть мои планы не совсем "правильные", поэтому выносить их на всеобщее обозрение не очень-то хочется. Ну да тут у нас разговор почти личный, попробую.
На втором году жизни нужно развитие познавательное, социальное, речевое и моторное.
Даже моторное я бы поставила, в силу специфики детей с СД на первое
место. Это развитие движений, обучение ходьбе ребенка, и всем прочим навыкам
передвижения в пространстве и управления своим телом.
Мой ежедневный план занятий от года до двух
1. Развитие общей моторики.
Сначала это было просто обучение и совершенствование навыка ходьбы. Когда ходить научится, то добавляем проползание в обруч, перешагивание через веревочку, положенную на пол, ходьба по доске (я выкладывала дорожкой старые видеокассеты). Кроме этого учим катать машинку за веревочку, удерживать шарик за ниточку, катать всевозможные каталки, стучать палочкой по барабану, металлофону, влезать на диван, стул и слазить с них. Не забывали про тренировку на мяче и обучение простым движениям. Поднять руки вверх, в стороны, спрятать их за спину, достать коленки и носочки.
2. Мелкая моторика. Описывать подробно не буду, оцениваем навыки своего ребенка, и ежедневно включаем пальчики в работу. Кроме тех занятий, о который я писала, нужно бы добавить еще пальчиковые игры и массаж кистей.
3. Познавательное развитие (или ознакомление с окружающим). Целью занятий является ознакомление с предметами ближайшего окружения.
Знакомство детей с предметами, их признаками, несложными действиями. Учить различать основные признаки предметов (цвет, величину, форму). Например, берете кошку и рассказываете о том, как она голос подает, как еще можно назвать кошку, как и что она ест, стишки и сказки о кошке подбираете, живую обязательно показать (на крайняк видео) и на картинках во всех ипостасях: с котятами, в одежде, на фото, мультяшную.
4. Работа с дидактическим материалом (развитие действий с предметами). Это сбор-разбор пирамидок, нанизывание колечек на тесемку, доставание игрушек из баночек, коробочек и прочих мест, втыкание цилиндриков и грибочков на стержень, рыбалка, игры с водой и с песком. Если у вас на кухне ребенок закрывал-открывал кастрюли, складывал в них крышки от банок, запихивал в банку луковицы или картошку, или учился подметать пол, считайте это тоже за занятие. Причем, неизвестно, от чего больше пользы от игрушек, или от реальности.
5. Сенсорное воспитание. Его не всегда выделишь отдельно от дидактических игр, часто переплетаются, но тем не менее, я его всегда записываю отдельным пунктом, чтобы не упустить. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Мы группировали однородные предметы по величине, или, допустим, мягкие шарики в банку, а твердые - в таз, я делала картинки с разными поверхностями - гладкая, шершавая, колючая, пушистая. Мы нюхали как пахнет кофе и мамины духи, и, пардон, то, что в горшке... Ну и по изучению цвета, формы есть отдельные темы. Еще складывали картинки из двух частей, пазлы самые первые.
6. Развитие речи. Дитя пользуется возгласами,
подражательными речевыми реакциями и лепетными словами. Однако пассивный словарь формируется активно, и нужно работать над пониманием речи, формировать пассивный словарь, надеясь, что рано или поздно он станет активным (а что нам остается, кроме надежды?). Ну и вся работа с разговорными книжками, песенками с возгласами тоже здесь.
7. Конструирование. Занятия со строительным материалом, с полутора лет добавляем лего. Целью
занятий является научить детей ставить кубики друг на друга, ставить
кирпичики вертикально на длинное ребро и короткое ребро. Построив
что-либо обязательно обыграть постройку. Важно, чтобы игрушки по размерам
соответствовали постройке и были устойчивы. Строим стол, стул, дорожки, дом.
8. Изобразительная деятельность. Думаю, этот вопрос описала достаточно подробно. Просто не забудьте включить в ежедневный план.
А следующий этап - проработка ежедневных занятий. То есть по каждому из этих пунктов я конкретно придумываю, что сделаю сегодня (завтра, если пишу с вечера). Здесь не все пункты могут войти, например, зачем писать как буду учить ходить, если и без писанины буду. Изо дня в день одно и то же. А вот что-то интересное если придумается - тогда запишу. Кратко, одной строчкой, чтобы не забыть и не упустить. Бывает, что и совсем не запишу, тогда по ходу, заглядываю на этот список, и в уме отмечаю, что сделала, о чем забыла. Как-то так.
|