Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
От рождения до года [6]
О формировании некоторых навыков [15]
Развитие творческих способностей [22]
Рисование, лепка, аппликация
Общие вопросы [14]
Рассуждения о воспитании, планировании, методиках
Ознакомление с окружающим [3]
Поиск
Форма входа
Участие в конкурсе
Мир равных возможностей. Фестиваль социальных интернет - ресурсов
Cтатистика
Главная » Статьи » Каталог статей » Общие вопросы

Можно и нельзя

Рано или поздно у родителей возникает вопрос, как заставить малыша подчиняться их требованиям. Как вырастить вежливого и адекватного ребенка, а не капризное чудовище, которое все делает как захочет его левая нога. Этот вопрос одинаково остро стоит и в семьях с обычными детьми, и в семьях с особыми. 

У меня есть несколько моментов, которые всегда срабатывали со старшими детьми. С Варей даже проще. Она более послушная и покладистая. 

Первый принцип - слово "нельзя" не должно звучать часто. Если хотите, чтобы это слово имело вес, то его должно быть очень мало.

Когда ребенку год и даже меньше, он впервые сталкивается с этим понятием. Он должен уяснить, что есть вещи, которые нельзя делать никогда, ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах. Выберите что-то одно, что действительно нельзя. Что несет в себе реальную угрозу для малыша. Например, вы же не позволите ему пихать пальцы в розетку. 

Но лучше, чтобы такое место было одно, остальные опасности лучше как-то убрать или изолировать. Я никогда не запрещала своим детям рыться в шкафах. Просто опасные предметы перекочевывали повыше. Ведь это дом малыша, он в нем живет на равных правах с нами, он просто исследует окружающее пространство и ему необходимо как-то приобретать жизненный опыт и новые впечатления получать. Пусть он сам поймет, что ящиками можно больно прищемить пальцы. Предупредите его об этой опасности, но не запрещайте испытать эти ощущения. Сколько раз вы сами набивали себе шишек, не слушая советов других? Малыш тоже имеет на это право. И вообще с опасностями в доме лучше знакомить, разрешая стукнуться об угол или обжечься о свечу. Пусть это произойдет под присмотром мамы, зато в будующем малыш будет осторожнее, ему хватит вашего предупреждения: "Ай! ....", - чтобы не лезть напропалую.

Моим мальчишкам-двойняшкам было чуть больше года. На прогулке столько опасностей: карусель, качели, машины через двор без конца снуют. Я спокойно стояла и только предупреждала: "Качели! Бух!", "Карусель! Ай", "Стой! Машина!" Этого было достаточно, чтобы в нужный момент остановить их и завернуть. В то же время моя соседка за девочкой-ровесницей  мальчишек гонялась как гончая. Дашка сломя голову бежала наперерез машинам, лезла под качели-карусели, а мама ловила ее, хохочущую уже чуть ли не под колесами. Почему? Я с качелями, например, познакомила просто. Дала ее качнуть, и не помешала, когда она, прилетев назад, слегка стукнула героя по лбу. Правда, до удара предупредила: "Ай! Качели! Смотри, стукнет." Ребенок сам тоже должен думать о своей безопасности. И не лететь сломя голову. Меня убеждали, что с ребенком с синдромом Дауна инстинкт самосохранения не работает. Еще как работает. Просто не нужно мешать получать шишки и жизненный опыт. Пусть на моих глазах слегка стукнется, зато в серьезной ситуации остановится и прислушается к маминому предостережению. 

Варя, совсем маленькая, лезет к моей кружке с чаем. Предупреждаю: "Горячо!" Интонациями даю понять, трогай, но это больно. Не верит, хватается за стакан. Плачет от обиды. Еще и еще раз объясняю: "Горячо!". Она плачет и снова трогает. Чаем в стакане серьезно не обожжешься. Зато через некоторое время на кухне, ползает, включена духовка, я занята, вижу, что пытается встать у плиты. Моего вскрика про "Горячо!" оказывается достаточно, чтобы предотвратить серьезный ожог. 

Варе все было сначала можно, однако, почитав рассказы мам как безобразно детки ведут себя за столом, швыряя тарелки, кружки, еду по всей кухне, я подумала, что мириться с этим лет до трех не смогу. И вот, одним из первых Вариных "нельзя" стал запрет на швыряние пищей. Это произошло месяцев в 8-9, когда я начала ее приучать есть самостоятельно. Я закрывала сначала глаза на размазывание еды по тарелке, на то, что после трапезы приходилось мыть едока и менять всю одежду. Однако, если тарелка с едой или кружка с питьем вдруг улетали на пол, я выгоняла ее из-за стола, очень демонстративно ругалась, четко произносила: "Нельзя бросать еду на пол!" Доводила ребенка до слез, мыла и вытирала пол у нее на глазах, восстанавливала порядок, и только потом, через некоторое время могла предложить снова поесть. В этот период во всех остальных ситуациях вела себя с Варей мягко, нигде не повышала голос, очень утрированно давала понять, что меня не устраивает только одно - швыряние едой и посудой. Если были какие-то другие нежелательные действия, например, лезла к компьютеру, я просто отвлекала ее на другое, мягко говорила: "Не надо (а не строгое "нельзя!"), пойдем лучше книжку почитаем (поиграем)". В то время я еще сомневалась в ее интеллектуальных способностях, поэтому старалась донести до нее суть требований довольно четко. 

Сейчас меня очень здорово выручает это конкретное понимание ребенком слова "нельзя!". Например, в гостях Варя открывает какой-нибудь шкафчик, где у хозяев каких только интересных штучек не поналожено. Если я со всей строгостью скажу: "Нельзя! Закрой!" - она обязательно послушается. Правда, не факт, что через короткий промежуток времени не повторит попытку. Ну любопытно же! Однако, если уж я раз сказала, что нельзя, я не позволю уже это действие никогда и ни при каких обстоятельствах. Забавно бывает наблюдать, как какая-нибудь мама в очереди к врачу, ребенку, который вытаскивает из сумочки ее телефон, говорит: "Нельзя! Отдай!" А через некоторое время сама же сует расхныкавшемуся ребенку этот же телефон, чтобы не мешался. Так можно или нельзя? Сама бы уже определилась и не путала малыша.

Итак, первое правило: запретов в жизни ребенка должно быть очень мало, но они должны быть действительно запретами, хорошо продуманными, последовательно проводимыми. Встречи с опасностями не запрещаем - мы о них предупреждаем. Будет больно. Не веришь - попробуй. 

Наш папа вдруг сказал мне с обидой, что все наши дети только маму слушаются с первого раза. Действительно. Папа просит: "Варя, подними с пола кофту!" Варя продолжает кружиться. Стоит мне сказать то же самое - кофта тут же будет поднята. Почему так? Приходится проводить с папой беседу. Ведь это не мама и не ребенок виноваты, а он сам. Я обычно не позволяю повисать своим просьбам в воздухе. Лучше уж его тогда совсем не сотрясать. А уж если я попросила о чем-то ребенка, а он не сделал, то отрываю свой зад от дивана, беру малыша за ручку, веду к кофте, лежащей на полу, его рукой поднимаем и несем на место. То есть ребенок должен понять, что если его просят - то сделать придется все равно, не отвертишься. И как с английским газоном. Знаете анекдот? У английского лорда спрашивают, как он ухаживает за газоном. Он отвечает: "Каждый день поливать и раз в неделю стричь". "И всё?". "Да, всё, но в течение 500 лет". Вот и тут важна последовательность. Если изо дня в день одни и те же требования и просьбы, то все гладко и ровно. Если игрушка, после того, как ей поиграли, аккуратно складывается в коробочку и убирается на постоянное место, пусть даже я выполнила при этом основную часть работы, то через определенный промежуток времени ребенок сам сложит эту же игрушку и приберет, ему даже говорить об этом не потребуется. 

Так же приучала не швырять игрушки. Если бросила во время занятия колечко от пирамидки - пусть встает и несет обратно. Не идет? Беру за руку, вместе поднимаем и приносим. И так бесконечное число раз. Через некоторое время Варя начала, бросив, сама, без моих просьб, соскакивать и приносить обратно, а там и швырять перестала. На форуме рассказала тогда об этом способе одной маме, которая жаловалась, что ребенок во время занятия все сбрасывает со стола. Они попробовали и через некоторое время мама написала, что ребенок перестал швырять пособия. То есть это срабатывает!. 

Еще один момент, который меня удивляет во взрослых. Бывает, что начинают что-то запрещать постфактум. Идем мы с подругой, наши дети - мои мальчишки и ее дочь убежали чуть вперед. Выворачиваем из-за угла - они все втроем по пояс в сугробе. Подруга начинает ругаться, что в снег лезть нельзя. Смысл? Уже залезли ведь... Вывели, отряхнули, и дальше пошли. 

Еще у меня есть такая хитрость. Если я не уверена, что ребенок меня послушается, то я лучше не буду экспериментировать. Отпущу ситуацию. То есть, прежде чем отдать какое-то распоряжение, честно спрашиваю саму себя, а если не послушается, смогу ли я довести требование до конца, настоять на своем. Если нет - то лучше не затеваться.

И еще один момент. Не всегда ребенок может послушаться мгновенно. У него возбуждение и торможение так работают, что не может он тут же все бросить и повиноваться. Это для более старших детей, но очень удачно всегда срабатывало с моими старшими. Я сообщала свое требование и начинала считать. Считала всегда до трех. Если на счет три не выполнили - только тогда принимала какие-то меры. Например, разбесились дети так, что уже не могут остановиться. Для моих достаточно было просто начать считать: "Один... два...", чтобы привести их в чувства. По секрету скажу, что дома, если на счет "три" не послушались, переходила к репрессиям и наказаниям, а прилюдно они ни разу до такого состояния ситуацию не довели. С Варей пока в этом способе не возникло необходимости. Маленькая она еще и довольно спокойная. А вот наблюдая за семилетним мальчиком с СД на одном мероприятии, было несколько раз желание начать считать. Правда, мальчик был не мой... 

Напоследок о послушании и внимании на занятиях. Двух-трехлетний ребенок не способен сидеть за столом и заниматься так, как это видится многим родителям. С ним нужно ползать по полу, баловаться, азартно играть, жить его переживаниями. Если ребенок отказывается заниматься, то тут только две причины. Или вы завысили планку, ему это сложно. Или вы скучны. В первом случае попробуйте разложить задание на составляющие, упростить и попробовать еще раз. Во втором - думайте, как то же самое можно сделать весело и с радостью. 

Категория: Общие вопросы | Добавил: turist (05.04.2011)
Просмотров: 2848 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 11
0  
10 natagricha   (07.04.2011 15:33) [Материал]
Марина,а можно поподробнее о запрете убегать от мамы?Как вы над этим работаете? У нас ,да и многие рассказывают,что наши детки категорически не хотят ходить за ручку.Я могу небольшое растояние провести,пока зубы заговариваю,а иначе никак.

0  
11 turist   (07.04.2011 16:34) [Материал]
Я недавно начала с этим работать. Вот здесь писала, в блоге
http://oursun.ucoz.ru/blog/esli_nelzja_no_khochetsja/2011-04-05-16

Вообще-то мы или гуляем во дворе - тогда Варя ходит сама, куда ей вздумается, а я за ней. Или идем куда нужно маме, и тут она от меня не убегает, привыкла, наверное. Я ей уже год строго втыкаю, что если мне куда-то нужно, то идем и не выделываемся.


0  
8 gallo4ka   (07.04.2011 11:29) [Материал]
Марина,спасибо за полезную статью.Вчера на практике применяли cool .Эвка у нас всё духовку потрогать хотела,в рабочем состоянии-свет там горит во-время работы.Я потрогала с начало сама,горячо,но не до ожога.И дала Эвке удовлетворить своё любопытство(давно она очень хотела потрогать biggrin !При этом сказала "ГОРЯЧО!!!УФФФ!!!" Потрогала biggrin обидно было до слёз cry ,и ВСЁЁЁЁЁ больше не лезла, с первого раза поняла biggrin ,причём сегодня подползла к духовке,смотрит на духовку долго,потом на меня-долго,и потом задом-задом и тихонечно ретировалась biggrin .

0  
9 turist   (07.04.2011 12:07) [Материал]
Алла, здорово! Эва у тебя чудо! Рада, что пригодилось.

0  
4 Олька   (06.04.2011 19:43) [Материал]
Марин, а вы приучаете Варю к помощи вам по дому (уборка, мытье посуды)?

0  
5 turist   (06.04.2011 20:07) [Материал]
Маша, она рядом всегда, но всерьез помощи еще нет, конечно. Все будет делать. Со временем. А пока это для ребенка игра. Она тряпку хватает, со стола вытирает, пол тоже кидается мыть, или кафель натирать. Я хвалю, благодарю. Однако по-настоящему приучать к хозяйственным делам буду позже.

0  
6 Олька   (06.04.2011 20:15) [Материал]
у нас вот тоже так, все натирает, мыть посуду просится,а я и не знаю как реагировать!

0  
7 turist   (06.04.2011 20:31) [Материал]
Я эти моменты использую для ознакомления с окружающим. Посуду пытается мыть - называю предметы, которые она не знает хорошо - ситечко, дуршлаг, шумовка, чеснокодавилка. Тряпкой орудует - выжимать учу. Движение сложное, не дается пока. Наоборот самые благодатные моменты для развития ребенка.

0  
2 Крококо   (06.04.2011 13:08) [Материал]
Для меня самой каждый раз читая фразу "запретов в жизни ребенка должно быть мало" встает вопрос! Какие это запреты? В данном случае запрет "нельзя"? Но он же объемный?!
мб конечно все сразу родились мамами и педагогами, но для меня это всегда вызывает трудность!
Те когда читала первый раз я сразу подумала запрет - нельзя убегать от мамы. нельзя - баловаться за столом, нельзя - кидать вещи, нельзя - рвать книги, нельзя ... это уже не мало! Или это все можно объединить запретом "нельзя"?

0  
3 turist   (06.04.2011 14:28) [Материал]
Ксюша, на самом деле запретов много. Просто появляются они постепенно, по возрасту, по одному.
После того как Варя перестала швырять еду, в запрете и смысл-то отпал. У нее даже идеи такой не появляется - кинуть на пол. То есть, тот мой запрет перешел как бы на другой уровень, на осознанное поведение. За столом едим, по возможности аккуратно. Никаких нельзя давно нет. Есть аккуратно приучаю больше уговорами и давлением на совесть, чем запретами. Насчет запрета убегать от мамы - мы над ним только в два с половиной года начали всерьез работать. До этого проще взять за руку и привести в нужное место. Не запрещая самостоятельности.
Как только попыталась книгу порвать - возник запрет рвать книги. Сразу не поняла. Книги отбирала, ругала. Тут уже и объяснения можно включать, почему нельзя. Ребенок в том возрасте, когда он может понять разумность твоего запрета. Осмыслить его. Разбрасывание вещей вообще не стоит запрещать. Лучше учить их убирать, причем весело, радостно. Твоя зайка еще в том возрасте, когда не стоит акцентировать внимание на том, что большую часть работы сделала мама. Хвали просто за участие.

0  
1 лисичка   (06.04.2011 12:27) [Материал]
Марина спасибо вам !

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]