Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
От рождения до года [6]
О формировании некоторых навыков [15]
Развитие творческих способностей [22]
Рисование, лепка, аппликация
Общие вопросы [14]
Рассуждения о воспитании, планировании, методиках
Ознакомление с окружающим [3]
Поиск
Форма входа
Участие в конкурсе
Мир равных возможностей. Фестиваль социальных интернет - ресурсов
Cтатистика
Главная » Статьи » Каталог статей » О формировании некоторых навыков

Учим цвета
Учим цвета с ребенком
Кирюша

К трем годам ребенок должен знать четыре основных цвета. Красниый, синий, зеленый и желтый. Наши мамы, у которых дети с синдромом Дауна, доказали, что ребенок способен освоить эти цвета в полтора года, в год, и даже есть такой Сёмка-рекордсмен, который различал основные цвета к 10 месяцам. Начинать лучше с двух цветов — красного и желтого, потом добавить зеленый, затем синий.


Первый шаг — правильно рассортировать по цветам;

Второй шаг — найти такой же по цвету;

Третий шаг — показывать по названию цвета.




Шаг первый. Сортировка

ПирамидкаДля нее нужны однородные предметы, различающиеся по цвету. Здесь на самом деле куча разных способов.

Купить миски чистых цветов (красный, желтый, зеленый и синий). Или взять круглые баночки из-под селедки, на дно вырезать из картона круги разных цветов. В детских садах предлагают сортировать в разноцветные картонные коробочки, склеенные воспитателями. К ним в придачу какие-то мелкие предметы такого же цвета. Самое простое - взять листы картона, а к ним подобрать кубики, шарики, цилиндрики или колечки от пирамидок.

Еще у нас с Варей была такая пирамидка, и благодаря ей сортировку по цвету она начала делать до того, как мама задумалась над  цветов. Просто здесь иначе не наденешь, и главным ориентиром служит цвет.

Вариантов бесчисленное множество!


МышкиЯ воспользовалась тем, что другие мамы уже опробовали — сшила специальный коврик и мышек. У такого пособия — однозначное преим
ущество: это игрушка, а ребенку хочется играть, а не картонки по мисочкам раскладывать.
Об этой методике рассказала Татьяна Зобова, мама Яны. Она работает! Когда малыш еще совсем не знаком с цветами, за основу желательно брать фразу:"Такой же, как этот". Берем, скажем красную мышь, спрашиваем, где ее домик, такой же по цвету. Ищем. Если ребенок прикладывает красное к красному, то комментируем: «Да, такая же». Когда прикладывает к красному другой цвет, то говорим: «Смотри, другой цвет, не такой!» Дальше мышка другого цвета. Ищем ее домик. То есть на этом этапе мы пока не учим конкретно цвет, а учимся находить цвет такой же. Но постоянно проговариваем название цвета.


Можно придумывать разнообразные задания на сортировку, чтобы ребенку было интересно.

зйцы в домиках

Например:

Четыре цветка разного цвета и к ним бабочки из бархатной бумаги.

А это домики с зайками, волк прибежал и нужно всех зайчиков спрятать!        

Куклы





На фотографии Кирюша.


Для закрепления годятся вот такие куклы. Я их не покупала. Распечатала картинку на принтере, наклеила на картон, сверху скотчем.  Куклам нужно по цвету подобрать флажки, зонтики, сумки.


Второй шаг

Когда ребенок начал правильно раскладывать по цветам однородные предметы, задачу усложняем. Добавляем мозаику разных цветов, можно карандаши, цветные фигурки, кубики и все это раскладываем по цветам. Это нужно для того,что бы малыш понял,что такое ЦВЕТ. Чтобы не было скучно, я затевала игру. У нас есть набор цилиндриков, есть кубики. Можно подключить кукольную посуду. Мы ставили мышкам на коврики стол из кубика и кирпичика. Цилиндрики у нас были угощением. Разложить нужно было опять же по цветам. Кроме того я просила подать мне что-то такого же цвета. В игре ребенок не замечает, что его обучают. Не будьте занудами. Если не показывает правильно, просто поправьте, объясните, что зеленая мышка не хочет есть красную конфету, она хочет такую же цветом, как она, зеленую. Постоянно спрашивала, держа в руках один предмет, где такой же по цвету. Как вариант игры: на красный сектор коврика прибежала красная мышка, принесла красное яичко, положила в красную мисочку...

КиндерыВ другом варианте можно взять чашки 4 цветов, предложить расставить их по тарелочкам соответствующих цветов. Из мозаики делать дорожки (фишки 4 цветов), потом эти дорожки разбирать и фишки раскладывать в чашечки, тарелочки или стаканчики соответствующих цветов. Ещё прищепки для белья четырех цветов цеплять на чашечки.

Так же можно взять прозрачные пластиковые бутылки, налить в них воды, но чтобы они были неполными. Окрасить воду нужно в четыре основных цвета. Сначала можно сделать, например, две красных, две желтых, и просить ребенка дать такую же. Детям нравится звук воды в бутылке, и поэтому им интересно с ними играть.

В баночки из-под киндер-сюрпризов связать шарики подходящих цветов.

Шаг третий

Вот мы и добрались до цели. Мы с Варей названия цветов начали учить с красного. Мне попалась на глаза очень любопытная методика. Делюсь ей со всеми, потому что она оказалась очень эффективной.

Вырежьте из бумаги 25 карт, раскрасьте их так же, как это показано на рисунках на этой странице, и расположите их одна под другой и в порядке возрастания номеров - с первой и по двадцать пятую. Напишите номера на обороте, чтобы не путаться.

                       

Возьмите карты первой пятёрки. Попросите Вашего ребёнка указать на красный кружочек и он выполнит задание уверенно и без ошибки на всех пяти картах, поскольку другого цвета там не существует.

Возьмите следующие 5 карт, на которых рядом с красным кружочком находится зеленый, увеличивающийся в размере от карты к карте. Попросите ребёнка указать снова на красный кружочек на каждой из карт последовательно. На этом этапе ребёнок учится выделять из двух предлагаемых цветов один - красный.

На следующем этапе необходимо закрепить уже усвоенное . Для этого мы возьмём следующую пятёрку карт, на которых также представлены пары кружков красного и зелёного цветов с местоположением, изменившимся по сравнению с картами предыдущей пятёрки. Попросите ребёнка указать на кружочки красного цвета.

Далее, на следующих пяти картах предложите ребёнку выделить снова красный кружочек из трёх (красного, зелёного и жёлтого)

Возьмите последнюю пятёрку карт. Ребёнок должен снова указать на красный кружочек из трёх разного цвета в условиях изменённого их местоположения.

Лично я показывала 2 раза в день, но Варе не хватало терпения пройти все 25 карточек, я их постепенно сократила штук до 15. И обыгрывала: "А куда теперь красный убежал? Вот он! - следующая карточка - Ой, опять убежал!" Еще удивление строишь, мол, какая молодец, опять нашла.

Методика простенькая, но эффективная. Мы кроме карточек потом по всему дому замечали красное - ведро в ванной, футболка у Вари, кастрюля в кукольной посуде. Через неделю можно тем же способом добавить следующий цвет. Правда, темп обучения индивидуален в каждом конкретном случае, возможно, кому-то потребуется две недели.

Подобную последовательность карт можно составить для всех основных цветов — зелёного, жёлтого и синего.

Для обучения цветам можно воспользоваться чудесными презентациями, которые сделала одна замечательная мама.

http://logoritmik.narod2.ru/

Для закрепления и повторения мы с Варей играли в наперстки - под колпачки (стаканчики-вкладыши), прячем игрушку из киндер-сюрприза. Она обожает искать. Я выбрала колпачки чистых цветов - зеленый, синий, красный, желтый. Когда прячу, закрываю ей глаза, а потом говорю, под каким цветом искать. Открывает безошибочно. И на команду: "Закрывай глаза!" стала ладошками их прикрывать. Цвета перестали ее интересовать, показывать не хочет, а тут исподволь закрепляет знания.

Можно, чтобы цвета прочно улеглись в голове, играть в лото. На общей карте закрывать нужные цвета маленькими карточками. Хороши кубики Никитина «Сложи узор».

Что дальше

После четырех основных дальше уже идет все намного проще. Как то незаметно учатся белый и черный, оранжевый и коричневый, серый, голубой, сиреневый, розовый. Достаточно просто называть их ребенку, когда он рисует, собирает пирамидку, одевается.

Наши российские дети цвета знают мало и плохо, в три года 6 цветов - норма. Считается, что хорошо различать цвета и оттенки дети умеют только к 7-ми годам. Никто обычно не учит детей цветам и оттенкам в раннем детстве специально, и не проверяет, сколько цветов и их оттенков знает ребенок. Эти знания приходят к ребенку либо сами собой, либо в школе, иногда и не приходят вовсе. Для сравнения: в Японии трехлетки знают несколько десятков цветов и оттенков...

Однако, я думаю, что для общего развития нужно от цветов перейти к оттенкам и рассказать подросшему ребенку о цветовом богатстве и разнообразии.


Категория: О формировании некоторых навыков | Добавил: turist (11.02.2011)
Просмотров: 7883 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 7
0  
6 Елена   (09.10.2012 15:03) [Материал]
Добрый день, Марина! Хотела купить коврик с мышками, но никак не могу его найти. Не подскажите, как он называется или где его приобрести? Спасибо!

0  
7 turist   (11.10.2012 17:39) [Материал]
Я же сама шила. И коврик и мышек...

0  
4 Светик   (04.05.2011 10:58) [Материал]
Мы выучили цвета легко когда красками рисовать стали, а карточки никак не хотела правильно раскладывать... Рисовали медведя - коричневый, травка - зеленая, как за домом на улице, а солнышко - желтое любимый цвет... потом баночки правильно крышками закрыли

0  
5 turist   (08.05.2011 21:05) [Материал]
Я сделала лото, 24 цвета. Уже после написания этой статьи. Мы играли с Варей сначала каждый день хотя бы один раз, сейчас иногда, по ее желанию. Она все запомнила, называет, показывает. Сама берет карточки лото, чтобы "кричать".

0  
3 turist   (13.02.2011 00:43) [Материал]
Посмотрела на шпульки. Я же писала, что для сортировки есть множество вариантов, эта идея основана на тех же принципах. А вот методику изучения оттенков по методу Монтессори я сюда добавлю, пожалуй.
Тактильные я тоже делала, у нас были зонтики, но это вроде не про цвета?

Оля, вы молодцы! Я же писала, что Семка у Маши уже в 10 месяцев основные цвета выучил. Варя в полтора года знала 4 основных цвета, но почти сразу же за ними выучили оранжевый, белый и черный (в год и семь). Сейчас, конечно, знает гораздо больше, не считала, планирую, что к трем годам будет 24 цвета знать. И раскладывать цвета по оттенкам от светлого к темному.


0  
2 Олька   (12.02.2011 20:50) [Материал]
Марин, а я пользовалась идеей вот отсюда, по поводу цветов, у нас очень хорошо пошло- http://myfamilyschool.narod.ru/samodelkirus.html#Montessori, там где про шпульки! А тактильные карточки я делала на одинаковых квадратах в таком порядке:наждачная бумага, бархат, грубый картон, альбомный лист и глянец!сначала просто трогали,а потом стали сортировать на шершавый и гладкий, а вот по порядку пока никак не получается!

0  
1 Олька   (12.02.2011 19:35) [Материал]
мы в 1,5 года уже знали 10 цветов!!! я тоже карточки показывала, но по Доману-Маниченко, а их там 100шт!!!! Стыдно, но я в свои 24 не знаю и половины

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]