
Конструирование
– одно из любимых занятий наших малышей.
Этот вид деятельности доставляет не
только удовольствие для ребенка, но и
способствует его всестороннему развитию.
Конструируя, малыш учится различать
внешние качества предмета: цвет, форму,
величину, формирует познавательные и
практические действия. Тут и моторика,
и умственное развитие, и сюжетная игра.
Конструирование — это созидание.
Начинаем с кубиков
Для годовалого
малыша кубики — это первый конструктор.
И первая постройка — башня, проста
и сложна одновременно. Кубики нужно
поставить один на другой так, чтобы они
не упали. А потом с грохотом развалить
это сооружение. И часто разваливать
намного увлекательнее, чем строить.
Кубики можно,
и, наверное, нужно иметь разные. И
пластмассовые, и мягкие. Но самые лучшие
все-таки деревянные, нелакированные,
чтобы тактильно ощущать поверхность
дерева, да и в постройке они устойчивее.
Как научить малыша строить башню из кубиков?
Сначала башни
строит мама, а малыш разваливает. С
нашими этот период может сильно
затянуться. Рушить проще, а эффект
потрясающий. Обязательно нужно дать ребенку возможность пошвырять кубики. Я для этого придумывала специальные занятия, когда мы швыряли кубики и шарики в таз, скидывали со столика. Но к конструированию это никак не относится. Как же увлечь строительством?
Возьмите для начала пять-шесть кубиков. А для первой башни понадобятся всего три кубика.
Ставите первый, предлагаете поставить
второй ребенку. Показывайте ребенку, как и куда нужно
ставить каждый кубик, повторяя при этом: «Поставь кубик сюда». Возьмите
ручку ребенка и помогите ему поставить один кубик на другой. Завершаете постройку,
сами предлагайте сломать и снова
построить. Я Варю уговаривала постепенно
строить повыше, убеждая, что чем больше
башня, тем больше грохота при развале.
До сих пор, если какую-то постройку,
которую мы с ней старательно возводим,
назвать башней — она ее тут же порушит
. Уж такую мама ассоциацию создала. Раз
«башня», значит «ба-бах!». К году Варя без особого труда возводила постройки из 5-6 кубиков, слегка кривоватые и мгновенно падающие.
Однако, кроме
башни существует еще множество
увлекательных игр с кубиками. Например,
если те же три кубика поставить в ряд,
то можно сообщить, что это дорожка и
предложить водить по ней игрушку. Или
поезд. Тогда на каждый кубик ставим
пассажира (мелкие игрушки) и толкаем
кубики вперед — поезд поехал.
Для начального
конструирования нужно иметь 5-10 кубиков
и столько же кирпичиков. У нас большой
конструктор, которым играли старшие
дети. Я отложила в небольшой чемоданчик
кирпичики и кубики, чтобы было удобнее
пользоваться.
В методической
литературе почему-то везде пишут, что
начинать нужно с дорожек и заборчиков.
Однако, сколько я ни пыталась Варе
показать как сложить дорожку, в годик
она этого понять не могла. Зато очень
быстро уловила, что если на кирпичик
поставить сверху кубик, то получится
машинка, которую можно катать по ковру,
и при этом гудеть губами вместо мотора
«бруу».
Мы, когда учим
ребенка строить, думаем о его умении
правильно кубики поставить, образец
наш повторить. А ребенку важна игра.
Поэтому, когда начинаешь учить играть
с кубиками, нужно именно придумывать
сюжеты для обыгрывания построек.
К полутора годам
Варя строила стул и стол для мелких
игрушек. Обязательно их рассаживала,
кормила. Я постепенно добавляла диван,
телевизор, чтобы игра имела сюжет, чтобы
ребенок видел цель строительства.

Все
эти постройки из двух деталей. Два
кирпичика, или кубик и кирпичик.

Главное, чтобы строить хотелось еще и еще, нужен увлекательный сюжет. Я использовала мелкую посудку (можно крышки от бутылок), мелких зверушек из киндер-сюрпризов. Мы их и кормили, и хороводы с ними водили, и спать укладывали, и телевизор им включали.
Пробовали играть на полу, но постройка часто рушилась ногами, поэтому перебрались на столик, где и возимся до сих пор.
Как-то вдруг
ребенок начал строить дорожки, увидел
в них смысл. По дорожкам ходили гулять
игрушки. Дорожки пошли потому, что в это же время я
выделила Варе старые видеокассеты, из
них сначала сама строила дорожку —
учила ходить по ней. Варя, глядя на мое
строительство начала вдруг мне помогать.
И перенесла прием на свои мелкие
кирпичики, хотя до этого я неоднократно
показывала, как строить дорожки, а она
не видела в них смысла.
Дорожки можно делать, располагая кирпичики по-разному: 
Заборчик мы
строили для козы, которую волк хотел
съесть. Нужно было спасать козу, вот и
объясняла я, как это делается. А волк
ходил вокруг и облизывался, потому что
не мог перепрыгнуть через забор.
К двум годам
постройки постепенно усложняются.
Строим мостик или ворота — на два кубика
кладем кирпичик. Используем трехгранную
призму — строим домик с крышей. Или
будку для собачки. А если еще и кирпичик впреди положить - то дом получается с окном или с дверью. Кому как больше нравится.

С двух до трех
лет увеличивается количество кубиков
для постройки, строим кроватку,
гараж для машинки, теремок. Я, объясняя
Варе, всегда строю образец. Чтобы она
видела постройку и могла ее повторить. 
Однако, мне
очень хочется, чтобы она начала строить
не по образцу, а по собственному замыслу,
создавая постройки самостоятельно,
такие, которые ей нужны в данный момент
для игры.
Возможности
«Лего»
«Лего» отлично
тренирует моторику. Начинать с ним
работать тоже можно рано, есть специально
для годовалых малышей конструктор
«Лего» с крупными деталями и с погремушками.
Я покупала такой для Вари, но там было
маловато деталей и кроме башни нам
ничего не удавалось построить.
А вот когда она
чуть-чуть подросла, где-то к полутора
годам, мы как раз учили основные цвета
и я вытащила из набора 4 детальки чистых
основных цветов и начала учить строить
из них башню, скреплять их вместе и
разбирать.
К двум годам я
показала, что и из этого конструктора
можно построить все то, что мы обычно
делаем из кубиков. Однако в отличие от
кубиков постройки из лего не разваливаются
во время игры. Диваны, столы и пр. можно
перемещать, они при этом не рассыпаются.
Сейчас учу
возводить стены, скрепляя детали между
собой. В нашем конструкторе есть
возможность строить машины, поезд,
садить деревья. Есть и фигурка человечка для игр.
В продаже много разных тематических конструкторов по принципу "Лего", они мне нравятся тем, что там есть человечки и животные для обыгрывания. Однако, если нет возможности сращивания с другими конструкторами, то это сужает фантазию, зацикливаешься как-то на одном сюжете. Может быть, я ошибаюсь.
|