Формы и геометрические фигуры
 Занимались в группе Монтессори, вылавливая из крупы разные предметы.
Достаю стеклянный предмет овальной формы, говорю: "А вот яичко!"
Преподаватель: "Это не яичко, это эллипсоид, надо называть
геометрические фигуры правильно." Вышла, и сама тут же забыла, как он там назывался.Рассказ мамы полуторагодовалой девочки на форуме Мыса Доброй Надежды
Мы начали учить
названия фигур круг, квадрат, треугольник
в год и семь месяцев. Можно, конечно, и
раньше, но как-то до этого не чувствовала
я нужды в названиях. Реально с формами
мы работали, катали шарики, строили
башни из кубиков, сортеры у нас были. То
есть, до запоминания геометрических
названий, прошел этап накопления
информации, манипулирования с формами,
их ощупывания и изучения свойств.
Подготовительный
этап
Прежде всего,
еще задолго до годика, малышу нужно
предоставить в пользование всевозможные
шарики и кубики. Пусть он их бросает,
скатывает по желобу, собирает в различные
емкости. Обязательно продемонстрируйте,
что шарик катится, а кубик нет. Все
родители показывают, как из поставленных
друг на друга кубиков получается башня.
Повеселите ребенка, попробуйте у него
на глазах построить башню из шариков,
пусть он сам поймет невозможность этой
операции.
Самый первый
сортер, как я уже писала, это просто
емкость с одним отверстием. Ребенок
учится туда просовывать разные предметы.
А вот второй — уже требует анализа формы
отверстия, сопоставления с предметом.
Я такой не стала искать в магазине, а
просто в коробочке из-под сотового
телефона вырезала два отверстия — круг
и квадрат. Подобрала к ним шарик от
погремушки и кубик из конструктора.
Здесь одно требование — шарик не должен
проходить в дырку для кубика, и наоборот.
Мы эти
отверстия еще пальчиком обводили.
Круглое. Квадратное. Углы у кубика
трогали. Чуть позже, к годику нам подарили
еще сортер в виде паровозика. Я показывала
как подбирать нужное отверстие, но
именно осознанное сопоставление
отверстия и фигуры пошло только после
того, как мы выучили эти самые геометрические
фигуры.
Запоминаем названия фигур

Квадрат и круг мы выучили
быстро благодаря коврику. На коврик
приклеила круг и квадрат (клеем "Титан"),
довольно крупные, сантиметров 7-8. Главное,
чтобы к ткани, из которой вырезала
квадрат и круг, прилипали липучки от
памперсов. Такие же по размеру круг и
квадрат вырезала из ковролина однотонного,
на изнанку приклеила липучки от памперсов.
У меня тот же самый ковролин и на коврике,
и круг с квадратом из него же. Он с одной
стороны с рисунком, с другой - однотонный
зеленый. Чтобы было видно куда цеплять,
я как бы обозначила место - подклеила
на коврик квадрат и круг из бежевой
ткани, которую выбрала по двум признакам.
Однотонная и липучки от памперсов к ней
липнут. В принципе, с тем же успехом можно
обвести квадрат и круг фломастером. К
кругу прилепляешь круг, к квадрату -
квадрат. Ребенок с наслаждением их
отдирает, а ты все это время твердишь:
"Круг, оторвал круг, давай его снова
прицепим. Квадрат. Это квадрат." И так
пока малыш играет, ты фоном, как попугай:
"Квадрат. Круг." Для разнообразия:
"Дай квадрат, дай круг, я теперь приклею
на место. На, квадрат". Как только
игрушка надоела - прячешь. В день пару
раз достаешь, поиграть.
На коврике
много места, я по мере изучения фигур
добавляла новые. Сейчас я бы его
сделала иначе, этот коврик, это был
экспромт, свою задачу он выполнил
отлично, а мне горело срочно и без возни.
Неважно из чего. ( В идеале бы жеВышлалтый
коврик, красные круги, фетр, липучку в
размер купить... )
Кроме этого у нас есть
паровозик, с геометриком скрещенный.
Его я включила в
обязательные ежедневные игры. Учились
надевать фигуры, одновременно запоминая
их названия. Не просто так надевали, а
именно играли. Паровозик приезжал,
разгружал вагончики, уезжал. Из фигурок
мы строили дорожки, домики из треугольника
и квадрата, по дорожкам гуляли разные
мелкие игрушки. Потом паровозик подвозил
вагончики по одному. Мы их загружали.
Пока фигурки надевали на стержни, сто
раз повторяли их названия и цвет.
Паровозик говорил «спасибо» и «ту-ту»
и уезжал.
Когда
сравниваете круг и квадрат обязательно
нужно показать, что у квадрата углы. Они
острые, а у круга углов нет, пальчик ни
на что не натыкается. Важно подключать
все органы чувств, в данном случае
тактильные ощущения.
Очень
хорошо иметь рамки-вкладыши Монтессори
или любые другие с геометрическими
фигурами.
Для
изучения фигур есть замечательный фильм
из серии Беби Энштейн про формы. Варя
смотрела его с огромным удовольствием.
Предела
совершенству нет...
Когда
первые фигуры будут усвоены, можно
добавить овал, ромб, трапецию. Кроме
того обязательно показать, что
треугольники, прямоугольники, овалы могут
быть разнообразными.
Я
нашла у себя вот такие рамки-вкладыши.
Еще мальчишкам делали. Там 24 фигуры, и
в двух экземплярах. Сначала, пока
запоминали основные фигуры, — я достала
только рамки с простыми фигурами, позже
показала остальные. Мы выкладывали из
рамок с Варей дом, в нем жили картонные
зверюшки, в прорези выглядывали как в
окошки. Вдруг начинался дождь (или все
ложились спать), и срочно нужно было все
окна и двери закрывать, то есть подбирать
нужные фигуры.
Можно
смотреть презентации. Тут есть игры:
http://solnet.ee/games/g1.html
Вот тут
фигурки из соленого теста геометрические
и что можно с ними делать:
http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?f=175&t=7631623
Вот такой
блокнот я сама сшила.
Блокнот
состоит из 7 листов. Размер страницы
10х20 см. Для работы нужна джинсовая или
плащевая ткань, внутри тонкий синтепон.
Листы можно собирать в блокнот с помощью
шнурка, можно разложить их все отдельно
и сравнивать фигуры. Размеры фигур:
квадраты- большой- 5х5 см, средний- 4х4 см,
маленький 3х3 см. Остальные в этих же
пределах. Для фигур можно использовать
фетр или войлок. Крепятся фигуры с
помощью липучки , на странице отстрочены
их контуры, в центре которых так же
липучка. Кроме изучения названия
фигур, можно изучать размер (большой-
средний- маленький), расположение
предметов (верх- середина –низ; справа
- посредине - слева), еще мы из фигур
составляли елочку, снеговика, домики и
т.д.
Еще блоки
Дьенеша неплохая вещь, но я дома набирала
подобные наборы из того, что есть. Зачем
покупать специально, если есть строительные
наборы, набор цилиндриков, геометрик,
деревянные вкладыши? Это все шло на
отработку и закрепление.
Вот
классический пример работы с блоками
Дьенеша, если у вас этих блоков нет.

Я из картона
вырезаю заранее 3 зеленых треугольника
трех размеров, Варя на столе выкладывает
елочку.
Или из 3
белых кругов - снеговика.
Из большого
квадрата, маленького квадрата, треугольника
и прямоугольника - дом.
Трапеция
и 3 треугольника - кораблик.

Полукруг,
два маленьких черных круга, 5 прямоугольников
больших и маленьких — ёжик (Полукруг -
туловище, два черных круга - глаз и нос,
5 прямоугольников - колючки. Чередуешь
большой-маленький.)
Еще у
нас есть солнышко - круг и 5 прямоугольников,
грибы З полукруга и 3 прямоугольника от
большого к маленькому.
Придумать
можно много, и конечно, это все не за
один раз, добавляла постепенно. Большой
коричневый круг, два коричневых круга
поменьше (уши) и 3 маленьких черных круга
(глаза и нос). Получается медвежонок,
причем каждый раз у него новое выражение
лица. Раньше мы после того, как Варя
сложит картинку, наклеивали аппликацию.
А потом я вдруг оставила фигурами и
заметила, что она готова складывать
снова и снова, даже сама залезла на стол,
достала медведя и складывала без меня.
Такая хорошая тренировка целостного
восприятия мира.
А вот не
изучение фигур, мы их знаем, скорее опыты
и эксперименты.
Неожиданно Варя к такому
занятию отнеслась как к цирковому
фокусу. Я вырезала из обычной белой
бумаги по 2 круга, квадрата и ромба. Перед
тем как Варе показать, наметила сгиб и
назад развернула. Показываю ребенку
круг, сгибаю пополам - половинка круга.
Она сгибает - разгибает свой, внимательно
изучает. Кладу свою половинку к ее - о
чудо! - опять круг! Разворачиваем обе
половинки у ребенка на лице удивление
- снова два круга. Еще более эффектно
прошло с ромбом. К получившемуся после
сгибания треугольнику отнеслась с
восторгом, давай свой сгибать- разгибать,
причем не единожды. Потом из квадрата
делали прямоугольник. Неожиданностью
для нее было превращение одной фигуры
в другую.
Стереометрия В кабинете Монтессори выложены объемные фигуры. Попросила Варю найти шар, куб, цилиндр. Без проблем. Специально не учили, но в обиходе у нас шарики, кубики и цилиндрики постоянно. Нужно бы со временем и остальные показать и назвать ребенку. Вот только не знаю, как с эллипсоидом-то быть?
|