Я вырезала "нумикон" из обычного картона. Конечно, только пластинки. Выкладываем с Варей числовой ряд. То есть, она раскладывает пластинки по порядку, а я за ней повторяю второй ряд, со своими пластинками. Потом по ним, как по ступенькам гуляет кукла и называет числа. Сначала выкладывали до 7, т.к. в этом диапазоне давно ориентируемся. И вот я решила попробовать выложить до 10. Когда выуладывали, то я спрашивала у Вари, какая больше, мол, нужно сложить ступеньки для куклы по-порядку. Потом начали считать, я думала, что после семи назову числа сама. Однако, Варя, которая топала своей куколкой по ряду, не задерживаясь после семи досчитала восемь, девять, десять. Откуда взяла? Или детский сад, или мультфильмы. Еще у нас говорящая математика. Может оттуда.
Но сразу чувствуется, что восемь-девять-десять это для неё заученный стишок. В отличие от тех чисел, с которыми мы работали. Когда кукла пошла назад, нужно было и считать в обратном порядке. Так, назвав девять, она снова пыталась сказать десять, я поправляла. Зато от семи до одного считает, просто ориентируясь на пластинку. Она зрительно, глобально, схватывает количество изображенных предметов. Даже если строго в беспорядке нужно называть.
На следующий день подготовила два набора с числами от 1 до 10. Раскладываем кроме пластинок еще и цифры под каждую. До 7 знает, до 10 учим. Проблем не вызвало.
Ей очень понравилась идея прикладывать пластинку "один" к другим пластинкам и сравнивать (угадывать), какое число получилось. Так мы разбираем и состав числа, и соседей числа. Сказать, что Варя всё поняла - не могу. Не уверена, мы пока в процессе.
Зато Варя поняла принцип сложения и вычитания при помощи этих самых пластинок. Я на бумаге напечалала примеры на сложение и вычитание в пределах 4.
Например:
Показываю карточку 2+2, Варя берет из уже заранее разложенных нами двух рядов пластинки с двойками, прикладывает их друг к другу и говорит: "итыи", что в переводе на человеческий означает "четыре".
При вычитании накладывает сверху. Если написано 3-1, то берет тройку, сверху - один. Ответ - "два".
Оплатили мы "нумикон", ждем теперь посылочку из Великобритании. Может, к Новому году успеет?
Марина, вы с Варюшкой просто чудеса творите! В ее возрасте так здорово считать - это так удивительно! будьте добры, расскажите поподробней, как заказывали нумикон. Набор для родителей или для группового использования. Сколько стоит доставка? Как долго ждать посылку? Еще у моей подруги мальчик 5,5 лет с нашим диагнозом. От нх в садике (он ходит в садик для детей с ЗПР) требуют умение называть число предметов без пересчета. Если предметы расположены в определенном порядке,в один ряд, он может сказать, например, что их пять, не пересчитывая. А если, например, их расположить два сверху, три снизу он называет то два, то три. Что посоветуете? Маму этого мальчика прежде всего волнует, насколько ему это в дальнейшем нужно будет. И еще вопрос, как вы думаете, работа с пластинками из нумикона, не сформирует у детей образ числа, только если предметы расположены в том порядке, как и дырочки в пластинках Нумикона? Т.е. если предметы будут расположены иначе, их все равно нужно будет пересчитывать.
Паттерны (то есть запоминание именно расположения), на мой взгляд, здорово помогут в обучении сложению, в представлении величин и чисел. Очень образно, можно все эти числа ощупать, проверить, вообразить. Для наших детей, со слабой логикой, это вообще чуть ли не единственный путь в арифметику. По большому счету, числа после 4 мы все пересчитываем, если они у нас в картинку-паттерн не складываются... Мы и до 6 считать учились, Варя кучкой определяла, только если разложены как грани на кубике. Если кладут 2 сверху ит три снизу, то у меня лично 5 получается только в результате сложения 2+3. То есть, ребенка нужно учить сразу и составу числа. Что 2 и 3 это 5. С нумиконом это просто получается... Но мы ведь и с кубиком играем, и предметы пересчитываем, и пальцами, как древнейшим калькулятором пользуемся. То есть, я стараюсь по-разному представление числа дать...
Спасибо большое за ответ.Мы с ней тоже думаем нумикон заказать, хотя, конечно, и всеми другими возможными способами обучения математике будем пользоваться.Спасибо, Марина, за отличные ссылке на семинар по нумикону. Очень много всего полезного:)
Ой, Марина, как вам с Варюшкой все это удается!! Вы такие молодцы! Марина, а расскажите, пожалуйста, поподробней, как Вы заказывали. Через сколько обещали прислать посылку? Сколько стоит доставка? Вы взяли самый маленький набор для домашнего использования?
Заказывали по ссылке, оплатили по карточке, через систему PayPal, Пришло письмо, что вышлют только после 9 января. У них сейчас рождественские каникулы, а потом система курьерской доставки почему-то не будет работать. Я взяла набор побольше.
а мы темнота.....мы учим счет на фундуке! взяла ячейку из под перепелиных яиц пластиковую на 10 шт, бросаю по одному ореху в ячейку, а Соня проговаривает число, доходим до 5, затем начинаем проговаривать и отнимать:было 5 орехов, а белочка один съела, сколько осталось?Пока удачно!