Как определяется готовность ребенка к школе. Что должны сделать родители, чтобы период адаптации прошел мягко. Цель. Показать необходимость подготовки детей с СД к
школьной ситуации, наметить пути к формированию учебной деятельности и учебного
поведения.
Существующая в России система жизнеобеспечения детей-инвалидов с
ментальными нарушениями и их семей фактически не приспособлена к возрастающему
количеству «родительских» детей в части, касающейся их обучения, образования и
социальной интеграции вследствие того, что до последнего времени они являлись
контингентом психоневрологических детских домов-интернатов.
На федеральном уровне до настоящего времени не создана
нормативно-правовая база образования детей с особыми образовательными
потребностями, включающая инклюзивное образование. Это приводит к исключению из
системы общего образования сотен тысяч детей данной категории, к снижению
качества их жизни и социализации, часть из них – с тяжелыми нарушениями –лишены
образования полностью.
Стараясь облегчить своему ребенку первые дни в школе,
родители учат с ним буквы, цвета, считают до десяти и так далее. Им кажется,
что они делают все необходимое, чтобы период
адаптации прошел успешно.
И вот, ребенок идет в школу, и почему-то начинаются
проблемы. Когда их анализируют, то оказывается, что в школе легче не тому, у
кого багаж знаний больше, а умеющему слушать учителя, выполнять его инструкции.
Пусть такой ребенок не справляется с самыми простыми заданиями, но сидит и
делает, не пугается детей, которые кричат, не подскакивает с места, чтобы
куда-то бежать. То есть, для успешной учебы ребенку необходимо, чтобы он
ориентировался в ситуации урока. Это не просто удается даже обычным
первоклашкам, а наших детей нужно учить специально, тренировать необходимые
учебные навыки, ведь плюсом идут еще наши «особые» проблемы.
Особенностями детей с тяжелыми отклонениями в развитии являются:
·
нарушения концентрации внимания,
·
сложности удержания позы,
·
отсутствие учебной мотивации,
·
нарушения контакта друг с другом и со взрослыми,
·
когнитивные и речевые проблемы разной степени
проявления,
все эти проблемы
усугубляются при попадании детей в коллектив. Они реагируют на эмоциональный фон друг друга, им
сложно удерживаться в рамках занятия, когда нет концентрации педагога на одном
ребенке, детей может беспокоить и растормаживать отсутствие родителей. К этим
проблемам можно подготовить детей заранее, мягко перейти от игровой
деятельности к учебной, отказаться от постоянной помощи родителей,
взаимодействовать со сверстниками и выполнять инструкции педагога.
«Готовность
к школе» -
это психологические и личностные характеристики ребенка, свидетельствующие о
способности к нормальному школьному обучению. Их определяют по многим
параметрам.
Физическая готовность - школьное
обучение требует, прежде всего, достаточного уровня физического развития,
позволяющего ребенку выдержать увеличившуюся нагрузку. Просто сидеть на уроке, а не валяться в свободной позе на полу, как это практикуется дома и в саду.
Волевая готовность - способность подчинять свои действия
определенной цели, умение себя контролировать, управлять своими внутренними и
внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.
Интеллектуальная готовность - это уровень развития мыслительных процессов
(обобщение, сравнение, классификация, анализ и др.).
Давайте
вместе подумаем, что мы , родители детей с синдромом Дауна можем сделать, чтобы
школа не принесла с собой разочарований, ведь ни для кого не секрет, что только
через школу, через общение со сверстниками, через определенный багаж знаний, мы
сможем мечтать о дальнейшей адаптации наших детей в социум. Сидя дома и не
обучаясь, они никогда не смогут выйти из четырех стен квартиры.
1.
Физическая
готовность.
Все мы знаем, что физическое развитие ребенка с синдромом заметно отстает от
развития нормохромосомных сверстников. Они позже начинают ходить, прыгать,
бегать. Отстают в росте и весе. В 7 лет хорошо, если по физическим параметрам
такой ребенок выглядит на 5 лет. Из многолетнего общения с родителями таких
детей на Мысе Доброй Надежды, из опыта наших барнаульских детей, раньше 8 лет физически
ребенок с синдромом Дауна к школе не готов. Есть только отрицательный опыт. Те,
кто отдал ребенка в школу в 7 лет, либо были вынуждены повторно учиться в 1
классе, либо были переведены на надомное обучение. И здесь не умственные их
способности виновны, а слабые мышцы, отставание в мелкой и крупной моторике.
Просто высидеть неподвижно урок им тяжело – они или ложатся на парту, или
начинают соскакивать с места и убегать. А тут еще добавляется письмо, с которым
пальцы неспособны пока справиться. Мы знаем, что детские сады после 7 лет по
новому положению не оставляют наших детей до 8 лет. Нужно искать какие-то
варианты, чтобы забрав ребенка в 7 лет из детского сада, еще год посвятить
подготовке к школе. Причем, не дома, а вне его, при реабилитационных центрах,
или детских садах, чтобы была ситуация урока и общение с другими детьми, пусть
с разными диагнозами или, еще лучше, с обычными.
2.
Самообслуживание.
С
нашими детьми этот вопрос стоит очень остро. Особенно, если ребенку не пришлось
ходить в садик. Школа предъявит новые требования. Там не будет горшка,
привычного сиденья для унитаза. И не будет рядом няни, которая поможет снять
или надеть штаны, воспользоваться туалетной бумагой. То есть, уже сейчас нужно
дома, в гостях, в разных ситуациях отрабатывать этот навык. То же самое с едой.
С одеванием и переодеванием, к примеру, на физкультуру. И, стоит обратить
внимание, на приготовления к уроку. Думаю, что лет с пяти нужно учить ребенка
самого раскладывать необходимое для занятий перед собой на столе, а потом
убирать всё в определенное место. Занимаетесь же вы рисованием, лепкой,
работаете с карточками и картинками, раскрашиваете…
3.
Волевая
готовность. Обычно
дети хотят в школу, это означает для них переход к новой, более взрослой и
независимой жизни. Однако, мы-то знаем, что ребенка ждет напряженный труд,
от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель,
дисциплина, режим, программа. Нам нужно научить:
·
поставить цель,
·
принять решение,
·
наметить план действий,
·
исполнить его, проявить определенное усилие в случае
преодоления препятствия,
·
оценить результат своих действий.
Все эти
компоненты волевого действия у наших детей недостаточно развиты. Так,
выделяемые цели (формируем их вместе с ребенком!) не устойчивы и неосознаны;
удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания,
длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему. Объемные задания пугают
ребенка, подавляют его, поэтому он часто теряет уверенность в себе, сомневается
в возможности достижения положительного результата. Именно поэтому лучше, давая
ребенку объемное задание, членить его на численно и содержательно обозримые
этапы с промежуточным контролем и напоминанием о способах действия и конечной
цели. Это повышает общую целенаправленность действий, формирует умение
самостоятельно и последовательно контролировать себя. Неудача в достижении цели
может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится
довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в
нем мотивацию достижения. Очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки,
лучше помочь незаметно, чтобы результат был всегда позитивным.
Типичное отношение любого ребенка к трудностям — отступить,
избежать, а не преодолевать. Поэтому главным, кто сможет и цель поставить, и
работой заинтересовать должен быть взрослый.
Тут
необходимо отметить, что волевое поведение легче формируется в играх, при
оценке поведения со стороны сверстников. А для наших детей это практически
нереально. Обычно они исключены из коллективных ролевых игр.
Детский коллектив является центральным фактором
в развитии высших психических функций. Умственно отсталый ребёнок с самого
начала своего общения с нормальными сверстниками (во дворе, в детском саду) как
бы «выпадает» из детского коллектива. Он не занимает в этом коллективе
адекватной позиции. Нормальные сверстники с ним не играют вовсе либо предлагают
ему самые невыгодные роли. Часто они вообще игнорируют его.
Важной жизненной школой ребёнка является школа
коллективной ролевой игры. Ребёнок усваивает в процессе игры смысл общественных
взаимоотношений взрослых, постигает права и обязанности по отношению к
коллективу. В совместной игре зарождается произвольное поведение, без которого
в будущем просто не обойтись. В эту школу умственно отсталого ребенка ни по
какому «блату» или за деньги не определишь. А без неё – не сформируешь как
нужно психические процессы. И никакие платные спецы не помогут. Отсюда вывод –
нужно учить играть. Чтобы принимали.
И еще,
проблемы с речью создают дополнительные трудности. Ведь подчиняться нужно
словесным инструкциям взрослого, а со временем учиться проговаривать свои.
4.
Интеллектуальная
готовность. Несмотря
на то, что у наших детей умственная отсталость налицо, по этому пункту я не
вижу особых сложностей. Есть подробно разработанные методики обучения чтению, и
научить читать ребенка с СД не проблема. Существуют объективные трудности с
математикой. Однако, калькулятор в современном мире позволяет решить и эту
проблему. Основные усилия нужно сосредоточить на развитии логики, внимания,
памяти. Есть множество пособий, которые, если не лениться, помогут нам в
решении этих задач. (Показать тетради и книги заданий, которые есть.)
5. Мелкая
моторика.
Вынесла этот пункт отдельно, потому что, как бы не развивался ребенок с
синдромом Дауна, проблем с письмом ему не миновать. Даже если ребенка научили
держать ручку и старательно обводить закорючки – надолго его не хватает.
Устает. Выход? Тренировать! Нужно иметь это в виду и ежедневно, с 4-5 летнего
возраста понемногу, но каждый день работать в графических тетрадях и
книжках-раскрасках. Другого пути просто нет. Конечно, не забывать и о прочих
возможностях развития пальчиков. Одевается – пусть сам пуговицы застегивает,
узелки вяжет. Лепим, даем иголку, пусть учится шить. Мозаику складываем. Про
пальчиковую гимнастику не забываем. Она и для речи необходима.
Итог. Закончить я хотела бы вот чем. Дети с
синдромом считались необучаемыми, пока мы, мамы не начали своих детей учить.
Сейчас уже любой вам скажет, что они учатся, и довольно успешно. А потом одна
испанская мама не согласилась с общим мнением о возможностях своего сына, и
Пабло Пинеда закончил университет и стал преподавателем. Возможности наших
детей неограниченны, давайте не будем сами их ограничивать, а постараемся дать
всё возможное для их совершенствования.
Приложение 1
Задачи:
1.
Подготовить детей к постепенному переходу от
игровой деятельности к учебной;
2.
Сформировать положительное отношение к занятиям,
учебную мотивацию.
3.
Научить детей сидеть за столом в течении урока,
учить переключаться от деятельности к отдыху и обратно (учебное поведение);
4.
Сформировать умение видеть и слышать учителя;
5.
Сформировать способность удерживать паузу между
заданиями, соблюдать очередность и отзываться на обращение учителя;
6.
Развить первоначальные навыки коммуникации в
коллективе сверстников и со взрослыми.
|