Вам кажется, что ваш малыш с синдромом Дауна не отстает от сверстников? Взгляните на его пальчики.
Мелкая моторика это точные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Координированные движения . Они
важны не только для выполнения различных
повседневных действий, но и для стимуляции
развития детского мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики
развиваются память, внимание, а также
словарный запас вашего малыша.
На начальном
этапе жизни именно мелкая моторика
отражает то, как развивается ваш малыш,
свидетельствует о его интеллектуальных
способностях. От того, насколько ловко
научится ребёнок управлять своими
пальчиками в самом раннем возрасте,
зависит его дальнейшее развитие.
Упражнения по развитию мелкой
моторики нужны начиная с первых месяцев
жизни ребёнка. Это пальчиковый массаж,
упражнения на сжатие, расслабление и
растяжение кистей малыша.
Ладошечка (мелодия песни)
Дай ладошечку, моя крошечка, Я поглажу тебя по ладошечке.
Вот ладошечка, моя крошечка, Ты погладь меня по ладошечке.
Противопоставление
большого пальчика. Рука малыша сжата в
кулачок, а мама поднимает вверх большой
пальчик и читает стишки:
А вот этот пальчик-мальчик
Вверх подпрыгнул для того,
Чтоб все знали, что с делами
У Варюши «Во! Во! Во!»
Когда малыш начинает удерживать
игрушку? В четыре месяца. А хватать ее
сам? В пять. К семи он может противопоставить
большой палец остальной ладони и снимать,
допустим, кольца с пирамидки. К восьми
появляется захват щепотью (тремя
пальцами) и неполный пинцетный захват
(большой палец прижат к указательному
сбоку). В 9 месяцев ребенок захватывает
мелкий предмет между передней поверхностью
большого и кончиком указательного (или
среднего) пальца (пинцетный захват). Нам
такие нормативы вряд ли по плечу, но все
эти этапы наши малыши вполне способны
пройти.
В год у нас пинцетный захват
был "неполный", то есть большой
пальчик ложился на указательный чуть-чуть
сбоку.
Однако не стоит забрасывать
занятия после того, как пинцетный захват
все-таки покорится. Теперь нужно
научиться нанизывать бусинки, завязывать
шнурки, застегивать пуговицы и еще
множество таких необходимых движений.
А потом будут рисование, штриховка,
письмо. И везде будут просто необходимы
ловкие пальчики. А где их взять?
Тренировать!
Упражнения, которые нам понравились
Взять какую-нибудь упаковочную железную или пластиковую банку, туда запихнуть платочек, ленточки или что-либо, что интересно
вытаскивать. Я целую пачку старых бабушкиных платков для этой цели собрала (которые типа шарфика на шею завязывали). Захват не пинцетный, но кисть руки неплохо развивается. Сначала, если боится руку в банку засовывать, оставлять кончик торчать. А когда это упражнение наскучит - можно воспользоваться чудесным мешочком. Из мягкого тканевого мешочка доставать платки тяжелее. Тоже сначала кончик оставляешь, потом мешок пошире раскрываешь, потом просто прячешь что-то в мешочек, и пусть будет сюрприз для малыша, удивитесь, а что это там такое?
В ДСА для развития
мелкой моторики советуют сделать
в коробке для обуви прорези и запихнуть
туда разноцветные яркие ленточки.
Кончики снаружи оставить небольшие.
Для того чтобы их взять и вытащить
ребенку придется использовать пинцетный
захват. Сначала кончики оставила
побольше, потом меньше и меньше делала. Варе было интересно вытягивать
ленточки и она старалась взять их
пинцетным захватом, так как кончики
коротенькие торчали и по другому их не
вытянешь, а ребёнку ведь хочется вытянуть,
вот и пришлось пинцетный захват подключить.
Конечно, захват тренируют различные доски с вкладышами. Мы с ними тоже играли. Но время досок Сегена для Вари пришло в более старшем возрасте и цели были уже другие.
Не нужно забывать, что собирать мелкие предметы со стола (изюм, семечки очищенные, крошки печенья) тоже прекрасная тренировка пинцетного захвата. Но часто дети берут горстью. Для того, чтобы научить брать именно двумя пальчиками, можно первое время слегка придерживать остальные.
У нас есть инерционная мышка, сзади
у нее торчит маленькое колечко. Тянешь
за колечко - вытягивается шнурочек,
который медленно втягивается назад, а
в мышке в это время работает вибратор.
Если бы не эта мышка - мы бы долго пинцетный
захват тренировали, а так она месяцев
с 10 с ней не расставалась. Правда, держать
мышку приходилось мне, никак не могла
научить (тогда) работать с ней двумя
руками.
Еще есть такая книжка
с отверстиями для пальчиков. Вставляешь
пальчик и получается, будто собачка
хвостиком машет, или лиса в ладоши
хлопает. Стишки соответствующие под
каждой картинкой.
Это скорее
пальчиковая гимнастика. Например: Как
хватает рыбу рак? Да клешней своей.
Вот так!
Вместо клешней рака вставляет
ребенок пальчики указательный и большой
и с восторгом ловит "рыбку" пинцетным
захватом - или мамин пальчик, или можно
взять мелкую игрушку.
Если встретится такая книжка -
советую. Весело, со смехом, и к чтению
приучаешь и играешь, и полезно.
Покорми бутылочку Из пластиковой бутылки сделала куклу, прорезала ей рот, в него кидали бусинки, фасоль. Это на протяжении второго года жизни было ежедневное обязательное упражнение. Могли чередовать с копилкой. Монеты в прорезь бросать. С копилкой еще можно поворот кисти отрабатывать, меняя положение копилки, чтобы ребенку приходилось поворачивать руку.
Совершенно случайно
предложила резиновому зайцу на уши
надевать резиночки для волос. Ребенок
возился минут 15. Это не так просто, ушки
вилкой, чтобы надеть нужно двумя руками
резинку растянуть. А потом снимала. С
некоторым психом, потому что резинки
все в кучу сбились, туговато, по одной
зацепить не просто. Я помогала чуть-чуть,
но пальчики потренировали. Так до сих пор у нас этот заяц с 2-3 резиночками. Варя, когда с ним играет, обязательно снимет-наденет.
Бусы
Где-то в год и восемь месяцев начали нанизывать бусы. Сначала у Вари не получалось, но постепенно наловчилась. В магазине в тот момент не нашла. Вклеила в обычный шнурок палочку от чупа-чупса, на другой конец привязала шарик, которые обычно на завязках используются. Первые бусы сняла с деревянного массажера. Потом нашла дома крупные бусы, с большой дыркой. Сейчас уже пробовали обычные бусинки, продолговатые, нанизывать на толстую леску. Пока плохо получается, со временем научится. Главное, чтобы цель была. Я сказала, что у куклы день рождения, ей подарок нужен. Вот и сидели колупались. Иначе бы Варя не стала такую кропотливую работу делать.
Что мы сегодня делаем
с Варей Учимся застегивать и
расстегивать пуговицы. Я вырезала из
зеленого ковролина дерево, пришила на
него пять зеленых крупных пуговиц.
Сначала мы на дерево вешали яблоки. В
шарики продела нитку, вешали как елочные
игрушки. Когда это стало легко получаться,
вырезала из розовой ткани цветы и
прорезала в них петли. Эти пять цветочков
мы обязательно сначала снимаем, а потом
надеваем. При этом еще считаем. Еще в
коробке прорезала окошки, собрала разную
швейную фурнитуру, все окошки закрываются
на разные застежки. За окнами прячутся
мелкие игрушки (крепко примотала на
проволоку, чтобы не вытаскивала).
Сделала за пару часов, пока Варька спала. Включая время, пока
фурнитуру по дому искала. Ничего грандиозного. Коробка из-под клавиатуры. Нитками к коробке
все пришила, застежки на резинках, окна канцелярским ножом даже без рисунка вырезала.
К
ящику стола привязала шнурок. Учимся
вязать узелки. Вырезала из толстого картона пуговицу диаметром 10 см, прорезала 4 отверстия. Шнуровка простейшая. Есть у нас и червячок с яблочком. Купили летом, несколько дней с таким увлечением играла, а потом надоело.
Используем мозаику. Сначала втыкали просто так фишки, "садили цветочки на полянке", потом выкладывали дорожку для машины - выбирали фишки одного цвета. Сейчас уже может цветочек сделать. Одну в серединку, вокруг нее шесть фишек другого цвета.
В пузырьки из-под
витаминов и крема распихала куда
несколько бусин, куда фасоль, куда горох,
в одной соль. Звучание слушает, главное,
раскручивает-закручивает, ну и, если
высыпала - собирает.А учились откручивать крышку забавно. Я насыпала в такую баночку две чайные ложки сахара. Варя ее крутит-крутит (я немного помогала, показывала), снимет, пальчик в сахар макнет, оближет. Я в это время назад прикрутила. Она начинает протестовать, я говорю - вот сахар, в баночке. Открывай и ешь. Она снова начинает откручивать. Так и научилась.
Как вариант мозаики
использую кнопки. Они сейчас такие
прикольные продаются. И кубиками
разноцветными на конце, и пирамидками.
В пустую коробку от конфет положила не
пенопласт, а такой пенополистирол,
которым сейчас оргтехнику перекладывают.
Кнопочки у нас используются для игры.
Мы строим дорожку, по которой потом
катается машинка из киндера, втыкаем
кнопочки - гараж, который одной кнопочкой
закрывается, когда машинка заезжает.
Вдоль дороги можем построить типа дома,
магазин, и обыгрываем все это, в процессе
перетыкивая кнопки. Мелкие игрушки из
киндеров при этом задействуем. Такой
смешной конструктор получается.
На скрепки надеваем
шарики из пластилина, которые сами
катаем. Потом эти шарики вешаем на
веревочку. Кукла идет ягоды собирать и
в кастрюльку складывает. Скрепку нужно
разогнуть, чтобы получилось два крючка.
один побольше, для веревки, а другой
поменьше для ягодки. По модулю
бусинки перекатывать учимся. Двумя
пальчиками хорошо берет, все умеет, но
когда нужно перехватить другой рукой
по ходу движения, пока плохо получается.
Все работы по рисованию, лепке,
аппликации замечательно тренируют мелкую моторику. Втыкание бусинок,
блесток, крупинок в пластилин, умение держать карандаш и кисточку, раскатывание шариков и колбасок, отрывание кусочков бумаги.
Мальчику хорошо купить ключи и
отвертки, есть такие машинки, которые
разбираются, винтики выкручиваются. У
нас есть трактор, но Варя пока не
заинтересовалась, жду пока созреет.
|