Цель: Ознакомить родителей с доступными
формами обучения ребенка. Нацелить их на выбор образовательного маршрута,
подходящего к индивидуальным особенностям ребенка.
Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право
на образование любому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья,
физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей
предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации
«Об образовании».
Дети-инвалиды не являются
исключением - законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и
различные международно-правовые пакты закрепляют права детей-инвалидов на
получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в
условиях максимальной социальной интеграции.
Где ребенок с СД может получить
образование? Как наилучшим образом выбрать для него образовательный маршрут?
Как реализовать его потенциал, чтобы добиться в дальнейшем включения в жизнь
общества?
Эти вопросы тревожат родителей с
самого рождения. И прятать голову в песок, думая, что вопрос этот решится как
бы сам собой несерьезно.
Начнем с того, что родители имеют
полное право определить своего ребенка в ближайшую к месту жительства школу.
Да-да. По закону мы имеем такое право, а комитеты по образованию ОБЯЗАНЫ
предоставить ребенку-инвалиду обучение в той форме, на которой настаивают
родители, что и оговаривается в законе Российской Федерации «Об образовании». Правда,
школа не ждет наших детей с распростертыми объятьями, учителя не готовы, а
ученики с синдромом вряд ли смогут усвоить общеобразовательную программу.
Мы должны трезво оценить все
возможности и хорошенько подумать, где будет комфортно нашему малышу, где он
действительно сможет себя реализовать.
Разберемся с формами образования,
которые, как утверждает закон, мы вправе выбирать. Образование ребенка-инвалида
может осуществляться в очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме
экстерната, надомного обучения, семейного образования. Возможно также обучение
ребенка в интернате или коррекционной школе, куда он чаще всего и направляется на обучение органами управления
образования. Для этого необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии
и согласие родителей. Если, допустим, в заключении ПМПК написано, что вы должны
отдать ребенка в интернат, всё равно без согласия родителей никто не вправе настаивать
на этом решении.
Заключение психолого-медико-педагогической
комиссии «не обучаем» вступает в прямое противоречие с современными законами и
в настоящее время подобную отметку ставить запрещено и родители могут требовать
принять ребенка с особыми потребностями в ближайшую общеобразовательную школу.
Комиссия может дать рекомендации по проведению реабилитационных работ, которые
будут способствовать нормальному развитию и обучению ребенка, но не лишить его
права на образование в той форме, которую считают наиболее приемлемой его
родители. Действия комиссии можно обжаловать в суде, т.к. ее члены обязаны не
давать заключение об «обучаемости» или «необучаемости» ребенка, а разработать
рекомендации для того, чтобы ребенок стал даже с их точки зрения «обучаем», в
чем, по большому счету, и заключаются их профессиональные обязанности, а
заключение «не обучаем» является признаком некомпетентности, профессиональной
непригодности и несоответствия занимаемой должности членов комиссии.
Комиссия ПМПК чаще всего
рекомендует нашим детям обучение в системе специального (коррекционного)
образования. Для нас это школа VIII вида для детей с нарушениями
интеллектуального развития. Вариант наш, после этой школы дети получают
документ об образовании, и могут учиться в некоторых профессиональных училищах.
Проблема в том, что в этих классах обычно учатся дети с легкой степенью
умственной отсталости или с ЗПР. Дети с синдромом зачастую сталкиваются в этих
классах практически с теми же трудностями, что и в обычной школе – не успевают
освоить программу. Им тяжело писать из-за сниженного тонуса, у них проблемы с
абстрактным мышлением, а отсюда – сложности с математикой. Есть еще классы, в
которых нет строгих требований программы, детям дается только то, что они в
состоянии усвоить. В настоящее время в
крае действует 13 специальных классов для детей с глубокой умственной отсталостью
и сложной структурой дефекта при коррекционных школах VIII вида, планируют
создать еще 3. Но и даже из этих классов зачастую стремятся вывести ребенка с синдромом Дауна. Допустим, на
домашнее обучение.
Сразу оговорюсь, что домашнее
обучение дается по медицинскому заключению, существует целый список болезней и
показаний, но диагноза синдром Дауна в этом списке нет. Наши дети общительны,
коммуникабельны, не агрессивны. Нет причин изолировать их от общества. Ничего,
кроме вреда, детям это не приносит. Так
же как очно-заочное обучение, экстернат или семейное образование.
Может ли мой (а каждая мама
должна именно так ставить перед собой этот вопрос) ребенок учиться в общеобразовательной школе? Так, чтобы действительно двигаться
вперед, переходить из класса в класс, общаться со сверстниками?
Одним из самых эффективных
методов получения образования детьми-инвалидами и их одновременной социальной
реабилитации является инклюзивное образование - получение образования детей с
особыми возможностями в общеобразовательных учебных заведениях. Инклюзивное
образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям
детей и преследует цель не только максимально интегрировать детей-инвалидов в
общество, но и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют
люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями,
которые являются такими же индивидуумами и членами общества, как и остальные
дети, хотя в чем-то и отличаются от них. С этой целью ЮНЕСКО изменил
использовавшийся ранее термин «интегрированное образование» на «инклюзивное
образование», тем самым подчеркивая, что у всех детей существуют разные
потребности в обучении. Ни для кого не секрет, что сегодня в
общеобразовательных школах обучаются дети с совершенно разными психическими
особенностями и способностью к обучению, включение в число учащихся
общеобразовательных школ детей с особыми потребностями не оказывает
существенного влияния на процесс обучения (при условии материального,
методического обеспечения). Более того, при грамотном внедрении системы
инклюзивного образования происходит не только максимально возможная социальная
интеграция детей-инвалидов, но и повышается эффективность процесса обучения
других детей.
Для приема ребенка с особыми
потребностями в общеобразовательную школу будет достаточно заявления одного из
родителей, его паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка и медицинской
карты (форма 286 у). В некоторых случаях желательно предоставить индивидуальную
программу реабилитации инвалида - документ, утвержденный приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приказ № 287 от
29.11.2004) и выдаваемый федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида обязывает
предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации, услуги по
медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической
реабилитации. Предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида не
является обязательным условием приема ребенка с особыми потребностями в
общеобразовательную школу, однако это в большинстве случаев является
желательным, т.к. там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию
наиболее эффективных условий для этого. Например, предоставлен тьютор. (Место
которого еще не определено в штатном расписании школы, и непонятно, откуда
школе взять на него деньги?)
Я работаю в школе и вижу проблему
с двух сторон. Несмотря на все декларации, школа не готова учить наших детей.
Нет методик, нет гибких программ, не подготовлены учителя. Если решаться на
инклюзию – нужно очень многие моменты просто брать на себя.
Итак, подведем итог. За выбор
образовательного маршрута ответственность основной частью ложится на плечи
родителей. Будьте готовы к трудностям, наберитесь терпения и постарайтесь
трезво оценить потребности своего ребенка, его возможности. Важно не занизить
планку, но и не ждать, что всё как-то само наладиться. Действуйте и планируйте
уже сейчас.
|