Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
От рождения до года [6]
О формировании некоторых навыков [15]
Развитие творческих способностей [22]
Рисование, лепка, аппликация
Общие вопросы [14]
Рассуждения о воспитании, планировании, методиках
Ознакомление с окружающим [3]
Поиск
Форма входа
Участие в конкурсе
Мир равных возможностей. Фестиваль социальных интернет - ресурсов
Cтатистика
Главная » Статьи » Каталог статей » О формировании некоторых навыков

Глобальное чтение

Возможности ребенка не ограничены, если самой искусственно их не ограничивать...

Татьяна Зобова, мама девочки с синдромом Дауна


Как мы занимаемся глобальным чтением
Глобальное чтение
У моей Вари уже достаточно богатый словарный запас. Однако речь никак не появится, а то, что есть, речью не назовешь, это звуки, слоги, жесты. Учить читать обычным способом, то есть буквенно-слоговое чтение нам не подходит. Читать вообще не горит. Нам нет даже 2 с половиной лет. Но современные методические наработки в голос говорят, что когда у ребенка проблемы с речью, то обучение чтению может дать толчок в нужном направлении. 

На этом английском сайте изложена программа «Чтение и речь», предназначенная для обучения детей с синдромом Дауна.

http://www.seeandlearn.org/en/gb/language-reading/

Там же выложены карточки и прочие материалы. Я уже писала, что узнала об этой методике из книги П.Л. Жияновой "Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна." В этой книге первые шаги переведены, скачать можно здесь. Проблема в том, что русский и английский язык сильно отличаются, и те слова, которые по-английски звучат элементарно, по русски оказываются зачастую очень сложными. 

Карточки
Итак, как мы занимаемся глобальным чтением. На самом деле все похоже на фокус. Что-то невероятное. Мы печатаем два раза в неделю по 4 карточки. На листе А4. На одном листе картинки, на другом слова. Я их обычно вечером склеиваю. На картон приклеила с двух сторон, потом вырезала, и скотчем с двух сторон, потому что иначе краски потекут. Первая карточка была мама, папа, Варя и зайка (из них 3 слова она уже знала как пишутся). Потом Алеся, баба, деда и мяч.

Занятия
Утром, собираю Варю в сад, пока заплетаю, подсуну, чтобы руки у ребенка были заняты. Сначала раскладываю картинками вверх, смотрим. Спрашиваю, где что нарисовано. Где мяч? Где мишка? Где зайка? Варя показывает нужные картинки. Потом слова почитаем. Нашли, например зайку, я карточку переворачиваю и говорю: "Читай!". Конечно, Варя читать не умеет, по слогам, медленно, показывая своим пальцем буквы, прочитываю слово сама. Теперь раскладываю уже картинками вниз, прошу найти зайку, мишку, мяч. Она ищет, я медленно проговариваю слово, чтобы все звуки слышались. Если откроет не ту, сама видит, что ошиблась, я называю карточку, проговариваю слово, прочитываю опять медленно тыча в буквы. "Это не зайка, это мишка! Ми-ш-ка!" и снова кладу на то же место буквами вверх. Продолжаем искать зайку. Еще до начала этих занятий мы с ней играли в такую игру на внимание. Я переворачивала 4 какие-нибудь карточки (из обычных лото), предварительно с ней все рассмотрев и назвав. Она должна была угадать кто где лежит. Ее это действо всегда очень забавляло. Думаю, что угадывание слов с перевернутыми картинками показалось ей продолжением той увлекательной игры, поэтому она так активно включилась. Так как я положение карточек не меняю, вскоре все четыре правильно определяются. Пока заканчиваем.

После сада приходит - я словами вверх кладу, прошу угадать где какая лежит. Ошибается, но редко. Если ошиблась - я медленно читаю слово по слогам, показываю Варе каждую букву. Когда все найдет, перемешиваю и повторяем.

Первоначально слова запомнились. Теперь отрабатываем. Добавляю старые карточки, уже изученные. Прошу найти нужные слова. Это в фильме хорошо видно, где перед Варей лежит 6 карточек, она их переворачивает. Варя ищет из шести, но если ребенку сложно, то давать можно по четыре, или даже по две карточки за один раз. Если ошиблась - тактика та же, что и при запоминании.  Я же карточку, в которой она ошиблась, откладываю отдельно и подсовываю еще раз, чтобы закрепить. Так мы "кровать" недели две гоняли, ну никак она ее не могла выучить. То покажет, то забудет.


Лото
Мы сделали большие карты, формата А4. На них те же картинки, что и на карточках. Расположили на одной карте 9 штук. Думаю, что это много, лучше бы по шесть. К ним карточки с написанными словами, без картинок. Варя раскладывает надписи, закрывая ими нужные картинки. Обыграть можно, сказав, что слова потерялись, нужно на место положить. Я здесь не читаю, прошу Варю читать. Она когда пытается сказать слово, когда просто кладет карточку на нужное место. В идеале бы нужно с нее требовать произнесения, но я не настаиваю, потому что охота играть тут же отбивается.

Так за 3 месяца выучили уже больше 70 слов. У Вари очень хорошая память. Методики по глобальному чтению рекомендуют слов по 10 за месяц, но мой ребенок начинает скучать, отказывается работать, если не добавляются новые картинки.

Карточки я смотрю на английском сайте, но и добавляю другие, исходя из особенностей русского языка, выбирая легкие для произношения. Так появились вода, коза, вата, каша... Еще есть карточки с глаголами. Из двух карточек можно построить предложения, что мы и делаем. Варя купается. Мама купается. Деда ест. Зайка ест. и т.д.
Карточки можно скачать по этой ссылке.

Сайт английский я пока не полностью поняла, потому не все как у них, наверное, делаю. Что не сделала, а сейчас жалею - таблички, где отмечать как идет процесс обучения... Вот такие

Примечание. Варя знает отлично буквы, и когда ей говоришь прочитай, она пытается назвать изолированно именно буквы. Думаю, что это ей помогает при запоминании и при последующем поиске.



Эксперимент
(хочу разобраться как Варя слова запоминает)
Сделала 4 новые карточки. Нога, рука, ухо, коса. Нарочно короткие. Варя не видела картинок, не знала о чем речь на карточках, я ей выложила сразу словами вверх и медленно внятно читала, просила дать мне. Она все эти 4 слова нашла правильно. Она как-то по звукам ориентируется.
Положила рядом козу и косу (в куче с еще 4 карточками). Тоже не спутала, все правильно подала. Никак не пойму как она "читает". Стол и стул тоже безошибочно находит.

Категория: О формировании некоторых навыков | Добавил: turist (01.02.2011)
Просмотров: 9969 | Комментарии: 15 | Рейтинг: 3.8/5
Всего комментариев: 15
0  
14 violka   (14.02.2012 12:07) [Материал]
у нас первый успех в глобальном чтении biggrin ....Егор читает свое имя, правда не произносит, а показывает на себя))))

+1  
15 turist   (14.02.2012 20:50) [Материал]
Здорово! Оль, это только начало. Еще так удивит!

0  
11 violka   (05.02.2012 01:23) [Материал]
Мы тоже стали учить буквы именно чтобы тренировать произношение звуков, Егор знает 13 букв...будем учить дальше...с речью у нас совсем беда, но я вижу память хорошая у Егора и понимает он практически все. так что тоже пытаемся максимально поглотить информацию и цифры и фигуры геометрические и буквы...зачем время терять? ...а то пока речь появится, упустим время...
Про глобальное чтение я читала, но оно меня как-то не впечатлило...а посмотрела Варюшкины успехи, тоже будем пробовать так читать

+1  
12 turist   (05.02.2012 07:41) [Материал]
Оля, удачи! Всё обязательно получится. Нашла, где карточки скачать? Пиши, если что-то непонятно в личку. Я сама была категорически против глобального чтения. Просто почитала, что этим можно речь хорошо продвинуть, и решила попробовать. Результатами сама удивлена не меньше тебя.

0  
13 violka   (05.02.2012 22:51) [Материал]
да...карточек много у меня...качаю откуда только можно...плюс покупаю, надо распечатать и написать сзади слова и начнем потихоньку...если что, буду у тебя консультироваться...спасибо

0  
10 Krokoko   (10.11.2011 22:47) [Материал]
Марина, вопрос возник! Все с этим же чтением. Картинки знает, а слова перебором. И даже иногда точно знаю, что знает, но все равно перебором начинает их брать! Что делать???

0  
7 Krokoko   (04.06.2011 16:02) [Материал]
Сделали карточки!
Вот что у меня не получается. Кира хорошо показывает картинки, но не получается со словами. Чашка и кошка только различает, а остальные не очень! еще бежит.. кстати после этой краточки начала показывать бег и говорить бебе biggrin biggrin biggrin
Вообщем... надо как-то подправить нашу методику с Кирой.

0  
8 turist   (05.06.2011 00:14) [Материал]
Ксюша, я не поняла, ты ей сразу сколько карточек пытаешься дать? Мы пока очередные 4 не запомнили, дальше не идем.

0  
9 Krokoko   (05.06.2011 00:40) [Материал]
Дело было так. я вначале дала 4. потом что-то подумала, что мало и еще 4 добавила, но так как сделала сразу 16, то выбирала наугад карточки. И теперь у нас в работе 8 карточек. biggrin Видимо стоит бурать лишние. и начать снова

0  
5 Светик   (28.04.2011 22:29) [Материал]
Над глобальным чтением работу начали, а вот как дальше быть с буквами: мы выучили только те которые умеем произносить - А О У П Д Б. Дальше с процессом запоминания проблем нет - буквы очень нравятся, но с произношением никак, вот и затормозили...

0  
6 turist   (29.04.2011 05:29) [Материал]
Я учила с Варей буквы, хотя она их и не произносила тогда. Постепенно, в течение полугода появились почти все звуки. Например, звук "е" до сих пор изолированно произносит нечетко, а в слогах читает.
Собственно, я для того буквы и показывала, чтобы вызвать звуки.

0  
3 OlaOl   (19.02.2011 20:40) [Материал]
А у нас с начала занятий по глобальному чтению появилось нечто другое не связанное с этим...дело в том что когда я делала карточки большинство картинок брала с простого лото и приклеевала их на обратную сторону слов,а плостмассовые аналогичные рисунки просто прилепила на скотч к шкафу.И я сегодня была крайне удивлена,что показав все карточки и рисунки я их просто убрала (Все жду результата).А Алена подошла к шкафу где наклеяны картинки и начала указательным пальцем показывать картинки,на мой вопрос где коровка она без колебаний показала ее и еще произнесла звук У-У(типа му)и так же про другие.Я понимаю что это совсем не относится к глобальному чтению,но прошла всего неделя как мы начали заниматься по карточкам и вот такой результат.
Надеюсь скоро начнется и понимание написаных слов,много читала по этому поводу скорей всего у Алены сработала механическая память.

0  
4 turist   (19.02.2011 20:57) [Материал]
Оля, конечно, картинки Аленка и должна уже запоминать и узнавать. А ты попробуй не давать сразу много карточек для чения, возьми две, положи словами вверх и спрашивай где какое слово. Так будешь контролировать процесс запоминания. Я обычно дальше не иду, пока не усвоит, всегда стараюсь любыми путями обратную связь получить.

0  
2 turist   (06.02.2011 12:40) [Материал]
Как раз сегодня ночью дописала как мы начинали работать с буквами. И эту статью еще планирую доработать, есть моменты, о которых я не сказала.
Учить читать, чтобы заговорил - это не бред, общалась со знакомым логопедом, она начала заниматься с 4-хлетней неговорящей девочкой с СД, речь пошла только вместе с чтением, с опорой на буквы. Правда, там было не глобальное.

0  
1 Надя и Сахарок   (06.02.2011 03:48) [Материал]
Так за 3 месяца выучили уже больше 70 слов.

Это сайт для вундеркиндов прямо))))

Наши врачи в один голос говорят учить читать. Ибо речь появится или нет неизвестно. ПОка и понимания то нет особо (да. у нас не СД, а КУЧА других "приятных" диагнозов). А вот логопед ни в какую на это не идет. Типа безречевого ребенка учить читать-бред. ПРобую сама буквы учить, но.. Захар такой поросенок. Мама ему не авторитет)

Не знаю, есть ли смысл пробовать глобальное, или все таки начать с традиционных методик?


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]