Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
От рождения до года [6]
О формировании некоторых навыков [15]
Развитие творческих способностей [22]
Рисование, лепка, аппликация
Общие вопросы [14]
Рассуждения о воспитании, планировании, методиках
Ознакомление с окружающим [3]
Поиск
Форма входа
Участие в конкурсе
Мир равных возможностей. Фестиваль социальных интернет - ресурсов
Cтатистика
Главная » Статьи » Каталог статей » О формировании некоторых навыков

Формы
Формы и геометрические фигуры


Занимались в группе Монтессори, вылавливая из крупы разные предметы. Достаю стеклянный предмет овальной формы, говорю: "А вот яичко!" Преподаватель: "Это не яичко, это эллипсоид, надо называть геометрические фигуры правильно."
Вышла, и сама тут же забыла, как он там назывался.


Рассказ мамы полуторагодовалой девочки на форуме Мыса Доброй Надежды








Мы начали учить названия фигур круг, квадрат, треугольник в год и семь месяцев. Можно, конечно, и раньше, но как-то до этого не чувствовала я нужды в названиях. Реально с формами мы работали, катали шарики, строили башни из кубиков, сортеры у нас были. То есть, до запоминания геометрических названий, прошел этап накопления информации, манипулирования с формами, их ощупывания и изучения свойств.


Подготовительный этап

Прежде всего, еще задолго до годика, малышу нужно предоставить в пользование всевозможные шарики и кубики. Пусть он их бросает, скатывает по желобу, собирает в различные емкости. Обязательно продемонстрируйте, что шарик катится, а кубик нет. Все родители показывают, как из поставленных друг на друга кубиков получается башня. Повеселите ребенка, попробуйте у него на глазах построить башню из шариков, пусть он сам поймет невозможность этой операции.

Самый первый сортер, как я уже писала, это просто емкость с одним отверстием. Ребенок учится туда просовывать разные предметы. А вот второй — уже требует анализа формы отверстия, сопоставления с предметом. Я такой не стала искать в магазине, а просто в коробочке из-под сотового телефона вырезала два отверстия — круг и квадрат. Подобрала к ним шарик от погремушки и кубик из конструктора. Здесь одно требование — шарик не должен проходить в дырку для кубика, и наоборот.

Мы эти отверстия еще пальчиком обводили. Круглое. Квадратное. Углы у кубика трогали. Чуть позже, к годику нам подарили еще сортер в виде паровозика. Я показывала как подбирать нужное отверстие, но именно осознанное сопоставление отверстия и фигуры пошло только после того, как мы выучили эти самые геометрические фигуры.


Запоминаем названия фигур


Коврик
Квадрат и круг мы выучили быстро благодаря коврику.
На коврик приклеила круг и квадрат (клеем "Титан"), довольно крупные, сантиметров 7-8. Главное, чтобы к ткани, из которой вырезала квадрат и круг, прилипали липучки от памперсов. Такие же по размеру круг и квадрат вырезала из ковролина однотонного, на изнанку приклеила липучки от памперсов. У меня тот же самый ковролин и на коврике, и круг с квадратом из него же. Он с одной стороны с рисунком, с другой - однотонный зеленый. Чтобы было видно куда цеплять, я как бы обозначила место - подклеила на коврик квадрат и круг из бежевой ткани, которую выбрала по двум признакам. Однотонная и липучки от памперсов к ней липнут. В принципе, с тем же успехом можно обвести квадрат и круг фломастером. К кругу прилепляешь круг, к квадрату - квадрат. Ребенок с наслаждением их отдирает, а ты все это время твердишь: "Круг, оторвал круг, давай его снова прицепим. Квадрат. Это квадрат." И так пока малыш играет, ты фоном, как попугай: "Квадрат. Круг." Для разнообразия: "Дай квадрат, дай круг, я теперь приклею на место. На, квадрат". Как только игрушка надоела - прячешь. В день пару раз достаешь, поиграть.

На коврике много места, я по мере изучения фигур добавляла новые.
Сейчас я бы его сделала иначе, этот коврик, это был экспромт, свою задачу он выполнил отлично, а мне горело срочно и без возни. Неважно из чего. ( В идеале бы же
Вышлалтый коврик, красные круги, фетр, липучку в размер купить... )

Кроме этого у нас есть паровозик, с геометриком скрещенный. Его я включила в обязательные ежедневные игры. Учились надевать фигуры, одновременно запоминая их названия. Не просто так надевали, а именно играли. Паровозик приезжал, разгружал вагончики, уезжал. Из фигурок мы строили дорожки, домики из треугольника и квадрата, по дорожкам гуляли разные мелкие игрушки. Потом паровозик подвозил вагончики по одному. Мы их загружали. Пока фигурки надевали на стержни, сто раз повторяли их названия и цвет. Паровозик говорил «спасибо» и «ту-ту» и уезжал.


Когда сравниваете круг и квадрат обязательно нужно показать, что у квадрата углы. Они острые, а у круга углов нет, пальчик ни на что не натыкается. Важно подключать все органы чувств, в данном случае тактильные ощущения.


Очень хорошо иметь рамки-вкладыши Монтессори или любые другие с геометрическими фигурами.


Для изучения фигур есть замечательный фильм из серии Беби Энштейн про формы. Варя смотрела его с огромным удовольствием.


Предела совершенству нет...

Когда первые фигуры будут усвоены, можно добавить овал, ромб, трапецию. Кроме того обязательно показать, что треугольники, прямоугольники, овалы могут быть разнообразными.


Я нашла у себя вот такие рамки-вкладыши. Еще мальчишкам делали. Там 24 фигуры, и в двух экземплярах. Сначала, пока запоминали основные фигуры, — я достала только рамки с простыми фигурами, позже показала остальные. Мы выкладывали из рамок с Варей дом, в нем жили картонные зверюшки, в прорези выглядывали как в окошки. Вдруг начинался дождь (или все ложились спать), и срочно нужно было все окна и двери закрывать, то есть подбирать нужные фигуры.





Можно смотреть презентации. Тут есть игры: http://solnet.ee/games/g1.html

Вот тут фигурки из соленого теста геометрические и что можно с ними делать:

http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?f=175&t=7631623

Вот такой блокнот я сама сшила.

Блокнот состоит из 7 листов. Размер страницы 10х20 см. Для работы нужна джинсовая или плащевая ткань, внутри тонкий синтепон. Листы можно собирать в блокнот с помощью шнурка, можно разложить их все отдельно и сравнивать фигуры.
Размеры фигур: квадраты- большой- 5х5 см, средний- 4х4 см, маленький 3х3 см. Остальные в этих же пределах.
Для фигур можно использовать фетр или войлок. Крепятся фигуры с помощью липучки , на странице отстрочены их контуры, в центре которых так же липучка.
Кроме изучения названия фигур, можно изучать размер (большой- средний- маленький), расположение предметов (верх- середина –низ; справа - посредине - слева), еще мы из фигур составляли елочку, снеговика, домики и т.д.


Еще блоки Дьенеша неплохая вещь, но я дома набирала подобные наборы из того, что есть. Зачем покупать специально, если есть строительные наборы, набор цилиндриков, геометрик, деревянные вкладыши? Это все шло на отработку и закрепление.

Вот классический пример работы с блоками Дьенеша, если у вас этих блоков нет.

Дом






Я из картона вырезаю заранее 3 зеленых треугольника трех размеров, Варя на столе выкладывает елочку.

Или из 3 белых кругов - снеговика.

Из большого квадрата, маленького квадрата, треугольника и прямоугольника - дом.


Трапеция и 3 треугольника - кораблик.




Полукруг, два маленьких черных круга, 5 прямоугольников больших и маленьких — ёжик (Полукруг - туловище, два черных круга - глаз и нос, 5 прямоугольников - колючки. Чередуешь большой-маленький.)



Еще у нас есть солнышко - круг и 5 прямоугольников,

грибы З полукруга и 3 прямоугольника от большого к маленькому.

Придумать можно много, и конечно, это все не за один раз, добавляла постепенно.
Большой коричневый круг, два коричневых круга поменьше (уши) и 3 маленьких черных круга (глаза и нос). Получается медвежонок, причем каждый раз у него новое выражение лица. Раньше мы после того, как Варя сложит картинку, наклеивали аппликацию. А потом я вдруг оставила фигурами и заметила, что она готова складывать снова и снова, даже сама залезла на стол, достала медведя и складывала без меня.


Такая хорошая тренировка целостного восприятия мира.



А вот не изучение фигур, мы их знаем, скорее опыты и эксперименты.

Неожиданно Варя к такому занятию отнеслась как к цирковому фокусу. Я вырезала из обычной белой бумаги по 2 круга, квадрата и ромба. Перед тем как Варе показать, наметила сгиб и назад развернула.
Показываю ребенку круг, сгибаю пополам - половинка круга. Она сгибает - разгибает свой, внимательно изучает. Кладу свою половинку к ее - о чудо! - опять круг! Разворачиваем обе половинки у ребенка на лице удивление - снова два круга. Еще более эффектно прошло с ромбом. К получившемуся после сгибания треугольнику отнеслась с восторгом, давай свой сгибать- разгибать, причем не единожды. Потом из квадрата делали прямоугольник. Неожиданностью для нее было превращение одной фигуры в другую.



Стереометрия
В кабинете Монтессори выложены объемные фигуры. Попросила Варю найти шар, куб, цилиндр. Без проблем. Специально не учили, но в обиходе у нас шарики, кубики и цилиндрики постоянно. Нужно бы со временем и остальные показать и назвать ребенку. Вот только не знаю, как с эллипсоидом-то быть?

Категория: О формировании некоторых навыков | Добавил: turist (21.02.2011)
Просмотров: 5649 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 2
0  
1 Елена   (18.08.2011 03:14) [Материал]
Марина,
спасибо Вам огромное! Вы очень талантливы, и Варечка - чудо!
Мой Андрюха постарше Вари на 8 месяцев, кажется, но мы от вас, конечно, отстаем. Вот собираюсь с силами, будем наверстывать упущенное.
Мне очень понравилось "домино" на картинке в начале статьи. Подскажите, пож-та, как оно называется? Хочу по интернету заказать.
Спасибо!

0  
2 turist   (18.08.2011 17:19) [Материал]
Это "Логическое домино". Вот такое:
http://www.smartytoys.ru/igrushka_93_35

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]